Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ


Loading


 

СЛОВАРЬ

Церковь русская. История русской церкви разделяется обыкновенно на пять периодов: 1) от начала христианства в России до нашествия монголов (867 - 1237 гг.); 2) от татарского порабощения до разделения митрополии (1238 - 1409 гг.); 3) от разделения митрополии до патриаршества (1410 - 1588 гг.); 4) от патриаршества до его прекращения (1589 - 1721 гг.); 5) от начала синодального правления (1721 г.).
Первый период. Частные обращения русских к христианству начались в южной России в начале IV века, но первая достоверная историческая дата - 867 год, когда киевская Русь вняла евангельской проповеди в лице своих князей Аскольда и Дира, которых крестил патриарх Фотий после их неудачного похода на Византию. Смерть князей, убитых в 882 году язычником Олегом, ослабила успехи христианства в Киеве, но уже при нём Россия считалась особой епархией, 60-ой в числе подведомственных константинопольскому патриарху. В 946 году, при Игоре, в договоре русских с греками уже упоминается о соборной церкви св. Илии в Киеве, в которой должна клясться христианская часть княжеской дружины.
Крещение княгини Ольги с родственниками и свитой в Константинополе было новым, важным в истории русской церкви фактом. Христианство стало господствующей религией при внуке Ольги - Владимире I, который был для русской церкви тем же, чем был для церкви греческой Константин Великий. Вернувшись после принятия крещения в Киев, Владимир крестил своих 12 сыновей, затем приступил к истреблению идолов и, под опасением немилости князя за ослушание, велел народу креститься в Днепре, а затем, по выражению летописца, "нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещение приводити по всем градом и селом"; такими городами были Переяславль, Чернигов, Белгород, Владимир Волынский. Христианство продолжало затем распространяться, и к концу XI века на юге России было учреждено уже 7 епископий, на северо-западе - 4. Распространение христианства не обходилось без жертв. Против христианских мучеников-подвижников (св. Леонтий в Ростове и др.) выступали "волхвы", как представители старой веры. Врагами русской церкви объявились и иноплемённые народы, окружавшие киевскую Русь - половцы и др.
Важным подспорьем священникам был известный уже при Владимире славянский перевод священных книг, сделанный святыми Кириллом и Мефодием для западных славян и принятый русской церковью. Возникновение русской церкви вызвало необходимость в подготовке достойных служителей веры и в распространении её путём учения. Таким образом, возникло первое на Руси училище, открытое в Новгороде в 1025 году Ярославом Мудрым. Средствами к распространению христианского просвещения в России были книги из Греции. Вскоре начались и переводы, затем подражания греческим проповедникам и хронографам и, наконец, самостоятельные труды деятелей русской церкви. Из последних особенно известны: историк преподобный Нестор (ум. 1114 г.), проповедник Кирилл, епископ туровский (ум. около 1182 г.), назидательный повествователь св. Симон, епископ владимирский (ум. 1226 г.), и учитель веры, блаженный митрополит Илларион (ум. 1067 г.).
Со времени Владимира до нашествия монголов русская церковь пользовалась глубоким внутренним миром. В летописях XI-XII веков есть лишь два указания на появление ереси, изобличающей влияние богомилов. Греческие миссионеры берегли русскую церковь от Рима, и отдельные попытки пап привести русскую церковь в зависимость от римской власти кончались в это время неудачно. Русская церковь, приняв веру из Греции, из Греции же приняла и внешнее богослужение, и церковное правление, последнее - в лице митрополита всея России. Русская церковь считалась с константинопольским собором за одну область, епископом которой был митрополит киевский. Как первенствующий епископ, митрополит был пастырем русских пастырей, а по отношению к князьям великим и удельным - учителем веры и благочестия. Влияние константинопольского патриарха на состояние русской церкви в этом периоде выражалось главным образом в его праве избирать и поставлять русского митрополита. Отдалённость России и её политическая независимость препятствовали вмешательству патриарха во внутренние дела русской церкви, и русская митрополия пользовалась широкими правами митрополии - экзархии. Первым митрополитом был св. Михаил (ум. 992 г.). Избрание епископа в удельном княжестве зависело от князя, а князь представлял избранного митрополиту.
Епископ, кроме духовной власти, поставлял священников, обладал и некоторой судебной властью в лице назначаемых им "волостелей", ведавших духовные дела. Число чинов низшего духовенства в первый период истории русской церкви было весьма ограничено. Причт (персонал) белого, мирского духовенства состоял из священника, диакона и дьячка, при епископе - поддиакона, весьма редко протопопа; в чёрном, иноческом духовенстве иерархия состояла из игумена, иеромонаха и иеродиакона; архимандритов во всей России было не более трёх, и то уже к концу периода. Из святителей русских в это время особо прославились благочестивой жизнью преподобный Феодосий (ум. 1074 г.), основавший Киево-Печерскую обитель, преподобный Антоний (ум. 1073 г.) и св. Кирилл Туровский.
Второй, монгольский период истории русской церкви начался с покорения России ордами Батыя в 1237 году. Хотя кипчакские ханы щадили русскую веру, оставляя её неприкосновенной, но русская церковь сильно страдала: митрополит, как и князь, должен был являться в Золотую орду за получением ярлыка на отправление должностей. Ещё более опасностей появилось тогда, когда монголы обратились в мусульманство, стали фанатичнее и нетерпимее. Зато в половине XIII века русское православие проникло в Литву; брачные союзы литовского княжеского дома с домами русских князей усиливали влияние русской церкви в Литве. В это же время, с построением монастыря на Каменном острове среди Кубинского озера и Валаамского монастыря на берегу Ладожского озера, христианство распространяется среди чуди и карелов; в XIV веке иноки с проповедью христианства доходят до зырян (св. Стефан, просветитель Перми). Время владычества монголов характеризуется упадком духовного просвещения, хотя связь с греческой церковью продолжается. Проповедь латинства на северо - и юго-западе и появление в 1373 году в Пскове секты стригольников доставили в это время много новых забот русской церкви. По причине опустошения Киева и соседних городов ещё митрополит Кирилл в целях безопасности избирал для своего местопребывания Владимир. В 1299 году митрополит Максим окончательно переселился во Владимир, а святитель Пётр в 1325 году перенес кафедру митрополита в Москву.
Перенесение кафедры возбуждало большие тревоги в русской церкви в течение целого века, так как южная Русь требовала себе особого митрополита. Именно поэтому патриарх константинопольский и его собор бывали в постоянном затруднении. Только с 1389 года - со времени избрания Киприана митрополитом всея Руси, - "престал мятеж в митрополии", как говорит летописец. Расстройство богослужебного порядка от татар побудило митрополита Кирилла открыть в 1274 году во Владимире собор для обсуждения внутренних распорядков русской церкви. Власть митрополита над епархиями осталась и при татарах в прежнем виде, но в помощь себе он стал избирать наместников своей власти - викариев. По - прежнему он сохранял за собой право суда, так называемого "месячного", производившегося во время периодических объездов митрополита по епархии и соединённого с пошлинами для него и его свиты. Независимости от этого суда домогалась новгородская вольница (см. Новгород). Монголы оставили неизменным и экономическое положение духовенства, которое было по-прежнему свободно от податей, владело прежними угодьями, принимало новые пожертвования.
В этот период замечается тесное сближение русской церкви с государством, выражавшееся, помимо прочего, в обычае третейского суда, в котором митрополит бывал посредником между двумя ссорящимися князьями. Из деятелей русской церкви особо выделяются в это время: первосвятители Пётр, Алексей, Феогност, Киприан; великий князь Александр Невский; основатель Троицкой лавры и распространитель монашества на севере, преподобный Сергий Радонежский; Ефросинья, княжна суздальская, и Ефросинья, основательница девичьего монастыря в Москве и др. В этот же период возникает особый род христианской жизни - юродство о Христе (Прокопий Устюжский). Юродивые святые в новозаветной церкви - название особого класса подвижников благочестия, поставивших своей целью побороть гордость ума, как основу всех грехов. Юродивые почти всегда вели скитальческую жизнь в молитвах за своих ближних и умерщвлении плоти, отличались глубоким смирением и самоуничижением, нередко выступали смелыми обличителями неправды и насилия. Между юродивыми особенно известен св. Андрей.
Третий период истории русской церкви начинается со смерти митрополита Киприана в 1406 году, когда произошло решительное разделение русской митрополии на две половины - московскую и литовскую. Несмотря на то, что при первоначальном разделении русской митрополии южные епископы не хотели быть покорны патриарху, - в последующее время киевские митрополиты поставлялись не иначе, как с благословенья патриарха, под наблюдением которого состояло всё управление южной церковью. Наоборот, северная русская церковь, ограждённая твёрдой властью православных князей, мало-помалу становится самостоятельной от патриарха. Так в 1448 году св. Иона был посвящён в митрополиты не в Константинополе, а собором русских пасторов.
Во внутреннем управлении русской церкви на севере также произошли перемены. Уже собор 1503 года слушал жалобы низшего духовенства на то, что оно подчинено полной воле светских лиц, а высшее духовенство управляет делами и лицами духовными "не по достоинству святительскому", но через бояр. Поэтому собор 1551 года занялся регулированием отношений низшего духовенства к святой власти. Тот же собор улучшил и организацию высшего духовенства, подчинив всех архимандритов и игуменов власти епархиального епископа, тогда как до этого некоторые монастыри были независимы от епархиальной власти. Избрание митрополита всегда совершалось на соборе епископов, и кто не мог прибыть на собор, присылал от себя грамоту с согласием на определение собора.
Недвижимые церковные имения на севере были предметом разных споров и пререканий. По предложению Иоанна IV собор 1550 года положил ни монастырям, ни епископам впредь не покупать деревень без воли государевой. Соборы епископов принимали деятельное участие в управлении государством: в борьбе Василия Тёмного с Шемякой собор много содействовал Василию; собор своим посланием побуждал великого князя Иоанна вступить в бой с татарами на реке Угре; собор рассматривал Судебник царя Иоанна Васильевича и рассуждал о войне с Польшей (1558 г.) и т.д. Митрополиты московские были называемы "печальниками обо всей русской земле" и иногда смело разоблачали злоупотребления власти.
Вместе с тем духовенство и светская власть заботились о дальнейшем распространении христианства. Иноки Троицкого монастыря, основавшегося в 1397 году за 600 верст от Усть-Сысольска, продолжают проповедовать православие по реке Печоре до Пустоозёрска. В первой половине XV века была основана Соловецкая обитель и началось распространение (Феодоритом) христианства среди лопарей. В 1552 году была взята Казань; царь немедленно велел строить в ней храмы Спасителя и Благовещения Богоматери и посвятил город Святой Троице; в 1555 году на соборе пастырей было положено открыть в Казани архиепископскую кафедру для успехов православия. После взятия Астрахани туда был отправлен игумен Кирилл для устроения монастырей и церквей.
Сильная пропаганда католичества на юго-западе побудила православных заботиться об открытии училищ и типографий для борьбы с просвещёнными папистами. К концу XVI века, кроме первоначальных школ, существовавших издавна, были открыты высшие церковные училища в Остроге и Слуцке. В 1491 году в Кракове, тогда ещё православном, открылась типография, напечатавшая псалтырь, часослов, шестоднев, триоди. В Праге в 1517-1519 гг. появилось издание библии по греческому тексту в переводе князя Константина Острожского. Соединение Литвы с Польшей в 1569 году обусловило сильное распространение католичества в литовской митрополии. Хотя Сигизмунд Август и выдавал православным привилегии, уравнявшие их в правах с папистами, но все средства пропаганды были в руках последних. В это же время гуситы, лютеране и кальвинисты открывают свои церкви на Волыни, в Белоруссии и Литве. В северной митрополии попытки соединения православия с папизмом (см. уния церковная), происходившие при митрополитах Исидоре, св. Ионе, Филиппе I и царе Иоанне Грозном, успеха не имели. В этот же период русская церковь вынуждена была бороться с расколом. Между тем, заботливость русской церкви на севере, устремлённая на ереси, отклоняла внимание от текущих дел русской церкви. При св. Геннадии, архиепископе новгородском в 1485 - 1505 годах, замечается настоятельная нужда в училищах, пришедших в упадок под влиянием распространившихся в обществе взглядов на просвещение, как рассадник ересей.
Особенную ревность в борьбе с невежеством времени выказал призванный великим князем Василием Максим Грек, прилежный переводчик и исправитель богослужебных книг (ум. 1556 г.). Собор 1551 года предложил как меру против распространения испорченных списков богослужебных книг -их печатание, и в 1564 году была напечатана первая книга - Апостол (см. Фёдоров). Что касается общего строя христианской жизни, то в ней замечается упадок, объясняемый влиянием монгольского ига, вызвавшего заметное огрубление нравов.
Четвертый период истории русской церкви начинается учреждением при благочестивом царе Фёдоре Иоанновиче в 1589 году патриаршества. В 1625 году патриарх Филарет, получив несудимую грамоту, открыл (по примеру царя) приказы: приказ судный или патриарший разряд, заведовавший всей судебной частью в значении среднего епархиального управления; приказ церковных дел, заведовавший церковным благочинием; казённый патриарший приказ, собиравший доходы с вотчин; дворцовый приказ, управлявший патриаршим двором.
Произошли также перемены и в степенях русской иерархии. Той же грамотой московского собора, которой было узаконено патриаршество, положено быть в России 4-м митрополитам, 6-ти архиепископам и 8-ми епископам. Православие в этот период распространяется по Сибири, куда проникает немедленно после её покорения. Уже в 1603 году крестились некоторые из вождей чусовских вогуличей; впоследствии особенным рвением в распространении православия по Сибири отличился тобольский митрополит Филофей Лещинский (1702-1721 гг.), при котором была открыта епархия иркутская, викарная сибирской митрополии. Продолжается также распространение православия между казанскими татарами и совершается обращение мордвы казанской и темниковской.
Управление южной русской церкви подвергается в этот период сильному расстройству вследствие гонений со стороны униатов. В качестве орудия борьбы с унией русская церковь пользуется учреждением так называемых братств, имевших целью защиту и распространение православия. Известнейшее из братств, имевшее и своё училище, было Львовское (учреждено в 1586 году).
За ним последовали братства: Виленское (1588 г.), Луцкое (1617 г.), Могилёвское (1597 г.), Киевское (1594 г.). С начала XVII века на юге начинается ревностное исправление богослужебных книг, печатаемых в типографиях различных братств; Гедеон, епископ львовский, в 1604 году издал в Стрятине служебник, сличив предварительно славянский текст с древними славянскими списками и с греческим текстом; много заботился об исправлении книг митрополит Пётр Могила (ум. 1647 г.). Уния церковная вызвала появление целого ряда православных учителей и проповедников.
Медленнее шло религиозное просвещение на севере. Есть известие, что царь Борис Годунов хотел завести на Руси даже университеты, но духовенство представило дело так, что если настанет разноязычие, то поселится разноверие, и прежнее согласие исчезнет. Тем не менее, при патриархе Филарете была возведена в Чудове, при монастыре, греко-латинская школа. При Никоне было устроено учёное братство. В 1679 году было открыто училище в типографском доме, впоследствии переименованное в академию; в программу училища входили науки словесные, философские и богословские. К концу периода начали открывать училища и в других местах, кроме Москвы. При патриаршестве Никона сильно оживилась деятельность переводчиков с греческого, а частью с латинского языка, стала процветать и живая проповедь, виднейшим представителем которой был святитель Дмитрий Ростовский (ум. 1709 г.).
На севере папизм стал опасен для православия при самозванцах, ему покровительствовавших, но русская церковь успешно боролась с ним. При Петре Великом в Москве образовалась секта, открыто признававшая кальвинизм. Стефан Яворский, местоблюститель патриарший, счёл необходимым написать обличение лютеранству, озаглавленное "Камень веры". Самым важным делом церковного просвещения в период патриаршества было исправление богослужебных книг и обрядов, произведённое с особой энергией патриархом Никоном. Исправление богослужебных книг положило начало расколу - сильному антицерковному движению, получившему название "старообрядчества". Одновременно началось и чисто сектантское движение. Искоренение этих движений сделалось с тех пор предметом усиленных забот церкви.
Пятый период истории русской церкви начинается учреждением вместо упразднённого патриаршества в 1721 году "святейшего и правительствующего" синода. Епархиальное управление после учреждении синода осталось в прежнем виде, лишь получило более порядка и однообразия в организации. Заведование церковными имениями было передано Петром Великим синоду, при котором была открыта камер-контора с тем, чтобы она из собираемых доходов отпускала кафедрам, монастырям и церквам определённое жалованье.
При Екатерине II, в 1764 году, церковные имущества были изъяты из духовного ведомства. Комиссиям: экономии и о штатах было поручено назначить денежное жалованье духовенству. В 1808 году предположено было выдавать жалованье от правительства всему духовенству - городскому и сельскому, но это было выполнено лишь для кафедрального духовенства.
Православие продолжает распространяться и в этом периоде: совершается крещение магометан в Казанской и соседних губерниях, крещение калмыков и киргизов, обращение осетинцев и миссионерство на Кавказе, проповедь христианства на севере у камчадалов, среди сибирских инородцев, в Якутске и у чукчей, у самоедов и т.д. Трёхкратный раздел Польши облегчил положение православия на юго-западе и борьбу его с унией и католичеством.
В 1820 году иезуиты были высланы совершенно из России. Главнейшие события истории русской церкви после Александра I следующие:
При императоре Николае I прекращена униатская церковь и предпринят ряд мероприятий для борьбы с расколом.
При императоре Александре II произведена реформа духовных школ (1867 г.), значительно усилены средства их содержания, а учебному делу в них дана более строгая организация. Для прекращения раскола учреждены во многих епархиях (архангельской, олонецкой, псковской, пензенской, вятской, самарской и др.) особые миссии. В некоторых епархиях основаны церковные братства и организованы собеседования духовенства и ревнителей веры с раскольниками.
При императоре Александре III реорганизованы церковно-приходские школы; духовенству предоставлено значительно большее влияние в деле народного образования, расширена миссионерская деятельность.
К концу XIX века в пределах Сибири действуют миссии: Алтайская, Иркутская, Обдорская, Сургутская, Колдинская и Чаунская; при них - школы для инородческих детей; особенной известности заслуживает просветитель якутов протоирей Иоанн Вениаминов (ум. в 1879 году). С покорением Кавказа (1859 г.) оживилась миссионерская деятельность и в этом крае; в 1860 году в Тифлисе учреждено общество восстановления православного христианства на Кавказе, реставрирующее и вновь строящее храмы, открывающее школы, монастыри и т.д.
Во внутренней организации белого духовенства произошла значительная перемена со времени закона 1869 года, отменившего замкнутость духовенства (до того священнические и даже причетнические должности "закреплялись" архиерейскими за дочерьми священников и причетников, т.е. переходили к их мужьям); на церковные должности стало возможным поступать гражданским правоспособным лицам всех званий и состояний. Белое духовенство в конце XIX века состоит из епархиального (в составе которого причты кафедральные, приходские и домовые), военного и морского, придворного, заграничного. Духовенство свободно от личных податей, телесных наказаний, от воинской повинности.
За церковными корпорациями признаются права юридических лиц. Им вверено ведение актов гражданского состояния всего православного населения империи. Средства содержания епархиального белого духовенства следующие: доброхотные даяния прихожан за требоисправления, распределяемые между членами причтов на основании изданных синодом в 1873 году правил; земельные (сверх усадебных) наделы от 33 до 99 десятин на причт, не подлежащие отчуждению и свободные от земских сборов; денежное пособие на содержание причтов, выдаваемое от казны, простиравшееся в 1893 году до двух с небольшим миллионов рублей на всю Россию (исключая епархии прибалтийские, привислянские и др., получающих жалование по особым расписаниям синода).

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»