Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ


Loading


 

СЛОВАРЬ

Раскол, представляет собой в высшей степени характерное и крупное явление в исторической жизни русского народа. В расколе поразительным образом перемешиваются чисто религиозные идеи и стремления с вопросами и стремлениями социального характера. В течение долгого времени вопрос о расколе облекался в строгую тайну и был совершенно недоступен для научного исследования.
Истоки раскола в России - в возникновении первых религиозных сект во второй половине XIV столетия. До этого времени в России появлялись лишь отдельные личности, пытавшиеся проводить те или иные учения, несогласные с учением господствовавшей церкви. Так, в 1004 году монах Адриан и в 1123 году некто Дмитр старались привить в Киеве ересь богомилов, которая в то время была весьма сильно распространена в Болгарии; затем в 1150 году армянин Мартин, также в Киеве, пытался пропагандировать догматы и обряды армянской церкви, издавна отделившейся от греческого православия. Но проповедь этих лиц не имела успеха; осуждённые киевским собором 1157 года учения их исчезли из русской жизни, не оставив следа.
В 1373 году появляется первая религиозная секта - ересь стригольников, а спусти сто лет, в 1471 году - ересь жидовствующих. Возникнув первоначально в областях Новгородской и Псковской, эти секты быстро распространились и окрепли настолько, что церковь оказалась не в состоянии побороть их собственными силами и обратилась за содействием к светской власти.
Властью был принят для уничтожения этих сект ряд крутых, суровых мер в духе того времени. Последствия, однако, показали, что идеи и начала, положенные в основу учений этих сект, не были истреблены и продолжали ещё кое-где долгое время жить в народном сознании. Влиянием именно этих идей объясняется возникновение в половине XVI века рационалистических учений Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Середина XVII века ознаменовалась в России сильным антицерковным движением: в это время возник раскол, получивший впоследствии название старообрядчества. Одновременно с ним началось чисто сектантское движение, проникнутое явно мистическим характером и известное под именем хлыстовщины.
Позднее, а именно около половины XVIII века, к этим двум главным течениям русского сектантства присоединяется ещё третье - рационалистическое ("духовные христиане" - духоборцы, молокане, субботники, общие, штундисты и баптисты; сюда же можно отнести редстокистов или пашковцев). К сектам мистического характера относятся хлысты, скопцы, скакуны, прыгуны и десное братство.
Начало раскола под именем старообрядчества следует отнести к 1656 году. Ближайшей непосредственной причиной, вызвавшей раскол, было исправление патриархом Никоном церковных богослужебных книг, в которые с течением времени по невежеству переписчиков вкралось немало разного рода ошибок, искажавших церковные обряды. Взамен этих книг Никоном были изданы в 1654 году исправленные, в которых отменялись некоторые обряды (как, например, двуперстие), принявшие у нас в России искажённую форму, к которым, однако, привыкли и священники, и миряне в продолжении не одного столетия. Это вызвало сильный ропот и недовольство сначала в среде духовенства, а затем и в среде народа.
Созванный Никоном в 1656 году собор русских архиереев утвердил сделанное Никоном исправление книг и обрядов и проклял неповинующихся постановлением церкви. Опираясь на это, Никон приказал по всем приходам, городским и сельским, отобрать старые книги. Из некоторых церквей мирские люди тайком брали старые книги и как драгоценность уносили с собой в леса и пустыни. Во многих церквах службу продолжали совершать по старым книгам. Так возник раскол, имевший вначале исключительно церковный характер.
Первыми руководителями и вожаками были попы и протопопы: Иван Неронов - в Москве, Никита - в Суздале, Аввакум - в Юрьевце, Даниил - в Костроме, Логин - в Муроме, Лазарь - в Романове.
Ссылаясь на старые книги, руководители раскола доказывали, что нужно креститься двумя перстами, а не тремя, употреблять сугубую аллилуйю, а не трегубую, осьмиконечный крест, а не четвероконечный, совершать литургию на семи просфорах, а не на пяти, творить крестные ходы по солонь, а не против солнца, произносить Исус, а не Иисус, читать в символе о Св. Духе истиннаго, и т.д.
Последователи старообрядчества твёрдо были уверены, что собор, назначенный для суда над Никоном, отвергнет все его новшества. Недовольные со всех концов России слали к государю челобитные на Никона с просьбой восстановить нарушенное им благочестие. В 1666 году в Москве состоялся собор, на котором Никон был осуждён, но все его распоряжения по исправлению книг и обрядов одобрены и утверждены, а противники патриарха преданы анафеме. В этом ревнители старины увидели окончательную гибель православия.
Убедившись, что гражданская власть во главе с государём стала на сторону Никона и его новшеств, последователи раскола прибегли к открытому бунту и восстанию. Едва успел собор 1666 года закончить свои действия, как вспыхнул соловецкий бунт, продолжавшийся целые десять лет и имевший огромное значение в истории развития раскола в России. За ним последовали стрелецкие и другие бунты - под знаменем раскола, при деятельном участии последователей "старой веры". Раскольники начинают поднимать свой голос уже не против одного патриарха Никона, но и против того, отчего более всего страдал народ: против "даней многих" и, в частности - подушных податей, отсутствия правосудия, против лихоимства и судебной волокиты, сыска с пристрастием, против размежевания земель, паспортов, стесняющих народ,, и т.д.
Таким образом, возникнув первоначально в сфере религиозной, раскол скоро осложнился другими элементами, политическими и социальными, постепенно перешёл в область гражданской, народной жизни, чему способствовали крайне тяжёлые условия жизни народа и особенно приниженного до последней степени крестьянства. На первых порах возникновения раскола многие бояре, как например, Милославские, Хованские, Соковнины и др., относились с полным сочувствием к этому движению и открыто держали сторону раскольников. Некоторые из них поплатились даже жизнью за свою принадлежность к расколу; так боярыня Морозова и княгиня Урусова умерли в тюрьме. Но это продолжалось недолго. Хотя и позднее в руках пропагандистов раскола встречаются иногда служилые люди и дворяне обоего пола (капитан Левин, дворянин Дмитрий Хвостов с двумя сёстрами, дворянин Фёдор Токмачев и др.).
Раскол сосредоточивается исключительно в низших слоях народа, преимущественно в крестьянстве и затем в мещанстве и купечестве. Возникнув в Москве, раскол с необыкновенной быстротой распространился по всем великороссийским областям. Опасаясь преследований, раскольники массами бежали на окраины, в глухие леса, тундры и степи и много способствовали колонизации этих местностей. Благодаря этим беглецам, в разных местах России возникает множество раскольнических скитов, преимущественно же в лесах олонецких, нижегородских и стародубских, а также на Вятке, Иргизе, в Сибири и т.д. Хотя некоторые из этих скитов и имели монастырский устав, тем не менее по своему характеру они являлись скорее чисто мирскими, правильно организованными общинами, члены которых "житейским житьём жили". Скитники занимались промыслами, вырубали леса, обрабатывали пашню, разводили скот, строили мельницы, содержали рыбные ловли, вели торговлю. В то же время скиты эти служили главными очагами раскольничьей пропаганды; в этом отношении особенно выделялся Выговский скит, в котором находились: школа искусных переписчиков, распространившая по всей России сочинения расколоучителей, школа живописцев, приготовлявшая иконы старинного письма, школа певчих.
Отделившись от церкви и отказавшись от подчинения православной иерархии, последователи старой веры вскоре очутились в весьма затруднительном положении. Дело в том, что с течением времени число священников, оставивших церковь и преданных "старой вере", с каждым годом становилось всё меньше и меньше. В виду такого "оскудения священства", некоторые раскольничьи общины решились остаться вовсе без священников. Так образовалась беспоповщина, возникшая первоначально в Заонежском крае, в Поморье, в лесах и пустынях севера и Сибири. Отвергнув священство и брак, беспоповщина поставила своим идеалом суровый аскетизм; в то же время она провозгласила все государственные учреждения - антихристовыми. Наоборот, последователи поповщины не чуждались мира и связей семейных, считали их необходимыми, равно как и все таинства - брак, священство и т.д., - основываясь на словах Спасителя о том, что таинства должны существовать до скончания мира.
В виду этого они употребляли всевозможные старания, чтобы создать свою собственную старообрядческую иерархию. Долгое время все их старания оставались без всякого результата; лишь в 1840 году им удалось достигнуть своей цели. В это время митрополит Боснии Амвросий, родом грек, был лишён кафедры по проискам турецких сановников, управлявших в то время Боснией. Старообрядцы, узнав об этом, предложили Амвросию занять открывшуюся в это время в Белой Кринице, с разрешения австрийского правительства, архиерейскую кафедру у буковинских старообрядцев. Амвросий принял это предложение, и таким образом возникла белокриницкая старообрядческая иерархия, которая и была признана огромным большинством последователей поповщины в России. Та же группа поповцев, которая не захотела признать белокриницкой иерархии и продолжала довольствоваться беглыми священниками, переходящими из православия в раскол, известна под именем беглопоповщины. Последователей белокриницкой иерархии стали звать австрийским согласием. Главным центром поповщины в конце XIX века была Москва (Рогожское кладбище), а затем последователи австрийского согласия встречаются в большей части центральных, поволжских и южных губерний. Что касается беспоповщины, то она вскоре после своего возникновения распалась на несколько толков, из которых главные три: поморский (или даниловский), федосеевский и филипповский; позднее из беспоповщины выделилась секта странников или бегунов, секта немоляков и др. более мелкие.
Фон-Бушен в "Статистических таблицах", изданных по распоряжению министерства внутренних дел в 1863 году, доказывал, что старообрядцы и сектанты составляют шестую часть всего православного населения, причём число раскольников и сектантов в России определялось в то время в 8.220.000, - а именно он предполагал: 1) последователей поповщины 5.000.000 человек; 2) поморцев 2.000.000 человек; 3) федосеевцев, филипповцев и бегунов 1.000.000 человек; 4) молокан и духоборцев 110.000 человек; 5) хлыстов и скопцов 110.000 человек. Но в его исчислении опущена отрасль сект, составляющих середину между поповщиной и беспоповщиной, именно Спасово согласие, которое распространено в поволжских губерниях и число которых определяется в 2.000.000 человек.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»