Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ


Loading


 

СЛОВАРЬ

Уния церковная. В церковном отношении под унией разумеется соединение 2-х или нескольких вероисповеданий на основе общего вероучения при сохранении обрядовых различий каждой церкви или же при установлении общего обряда. Попытки такой унии делались неоднократно, но большей частью без успеха. Особенно усиленные старания в течение веков прилагались к обратному соединению церквей римско-католической и православной, начиная с того времени, как Восток и Запад окончательно отделились друг от друга. Попытки церковной унии исходили из Рима, но иногда находили себе сочувственный отклик в Византии. Флорентийская уния, созданная в 1438 году по инициативе Иоанна Палеолога, императора доживающей последние годы Византии, и папы Евгения IV не устояла, т.к. большинство православных Востока были против неё, и в 1443 году она была предана проклятию на епископском соборе в Иерусалиме.
Ещё большие усилия прилагала папская курия для склонения к унии православных славянских народов, особенно России. После неудачного исхода военных попыток со стороны шведов и меченосцев, отбитых Александром Невским в 1240 и 1242 годах, - попыток, имевших характер крестовых походов, папский двор вновь избрал мирный путь для достижения своих целей. Иннокентий IV писал увещевательные грамоты Александру Невскому; два кардинала склоняли Александра к признанию папской власти, но безуспешно. Когда Иоанн III в 1472 году женился на Софье Палеолог, с ней приехал из Рима папский легат, кардинал Антоний, и уговаривал великого князя к принятию Флорентийской унии. Устроенное прение между кардиналом и русским книжником Никитой Поповичем не привело к соглашению, и сама Софья, не видя в Москве почвы для унии, вернулась к строгому православию. Также безуспешны были попытки папы Льва X и Климента VII в начале XVI века при Василии III, равно как старания иезуита Антония Поссевина при Иоанне Грозном. Поссевин выполнял очень важные поручения папы: он объехал в качестве миссионера Швецию, Лифляндию, Богемию, Саксонию и пр., всюду пропагандируя католицизм. В 1582 году содействовал заключению мира между Иоанном Грозным и Баторием. Познакомившись с русским царём и благосклонно им принятый, Поссевин попробовал осуществить заветную мечту пап и иезуитов об окатоличивании Руси. Замыслы его, однако, не увенчались успехом. Царь лично вёл с ним прения о вере и не был убеждён его доводами.
Вообще все попытки введения унии в Москве, возобновлявшиеся и в начале XVIII века, были заранее обречены на неудачу. Тем большие усилия прилагались к делу унии в России юго-западной, находящейся под властью католической Польши. Брестский собор 1596 года, распавшийся на два враждебных лагеря, принял унию взятым под королевское покровительство меньшинством, к которому, однако, принадлежали духовные вожди народа, слабохарактерный митрополит Михаил Рагоза и все епископы, кроме двух, тяготившиеся своим положением в иноверном государстве. С этого времени уния начала насильственно вводиться в юго-западной Руси, вызывая против себя оживлённую литературную полемику, бесконечный ряд жалоб и протестов и, наконец, кровавый отпор со стороны украинского казачества, а иногда и мирного городского населения. После Андрусовского мира 1667 года, отдавшего в руки Москвы восточную Украину и Киев, положение западной Малороссии, Волыни, Белоруссии и Подолии, оторванных от своего духовного центра, стало ещё тяжелее прежнего, и обращение в унию, а из унии прямо в католицизм пошло успешнее, особенно в конце XVII и в XVIII веке, причём для обращения пускались в ход те же насильственные меры.
При Петре Великом и его преемниках православные в Польше стали обращаться к России с жалобами и просьбами о заступничестве против насильственных обращений в унию и католицизм. При Екатерине II, когда совершилось распадение Польши, и в руки России достались Белоруссия, западная Украина, Волынь, Подолия и Литва, обнаружилось сильное движение к обратному соединению с православной церковью.
Но при императоре Павле это движение было приостановлено: управление униатскими церквами было передано в руки римско-католической коллегии под председательством митрополита католических церквей Империи. Около 2 миллионов населения Западного края оставались униатами.
Особенное внимание делам униатской церкви было посвящено при императоре Николае I. Для управления делами униатской церкви в 1828 году была учреждена особая Греко-униатская коллегия под председательством своего митрополита. В местечке Жировицах, близ Слонима Гродненской губернии, была устроена семинария для образования униатского духовенства. Большая часть монастырей Базильянского ордена, учреждённого по образцу католических, была закрыта. Было начато постепенное очищение униатского богослужения от католических примесей. Польское восстание 1830 и 1831 годов ускорило начатое дело.
В 1831 году униатские епископы с подвластным им духовенством собрались на собор в Полоцке и соборным актом постановили просить государя о присоединении к православной церкви. На просьбу последовало соизволение, и униаты формально воссоединились с православием, хотя следы унии продолжали существовать и позднее.
За унией была пока оставлена только Холмская епархия в пределах бывшего Царства Польского. Новое восстание в 1863 году повело и здесь к воссоединению, окончательно совершённому после подготовительных мер в 1875 году.
Исчезнув в России, уния продолжала существовать в Галиции, Буковине, Семиградии, Хорватии и Славонии, в Болгарии и на православном востоке, между армянами и т.д.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»