Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ




 

9-й сюжет: УЧРЕЖДЕНИЯ

Необходимость военной защиты государства в связи со слабостью общественной организации вызвала образование сильной центральной власти в московском государстве (см. сюжет: История, а также слова князь, государь, императорский титул, самодержавие, законодательная власть). Зародыши самостоятельной областной жизни были слабы, чтобы уравновесить развитие центральной власти. Не встретив сколько-нибудь сильного противодействия со стороны даже высших сословий, центральная власть не нашла среди бедного и плохо сплочённого общества таких элементов, которыми могла бы воспользоваться для устройства правильной сети государственных учреждений. Таким образом, древнейший период в истории учреждений характеризуется почти полным их отсутствием, личным характером управления и смешением государственного управления с дворцовым.
Быстрый рост территории в конце XV века застал врасплох государственное устройство. Во вновь приобретаемые области посылался на кормление "наместник" с очень широкими и неопределёнными полномочиями. Военные и финансовые управления ("разряды" и "дворцы") края стали переноситься в Москву и механически присоединяться к московскому "дворцу" и "разряду".
Первая попытка создать систему учреждений была сделана при Иоанне IV Грозном. "Дворец" был отделён от государственного управления. Финансовое управление всеми существовавшими тогда городами государства было поделено между четырьмя ведомствами ("четвертями": Новгородской, Устюжской, Владимирской и Галицкой), начальниками которых сделались дьяки важнейших приказов. Высшим государственным учреждением осталась боярская Дума. Сословно-боярский характер Думы, состоявшей из Рюриковичей и Гедиминовичей, был смягчён введением в неё членов из незнатного дворянства.
Наконец, было сделано несколько первых опытов обратиться к земскому представительству. В экстренных случаях государственной реформы (1550 г.), войны (1566 г.) или выбора государя (1598 г.) собирали Земские соборы, составлявшиеся, однако, не из выборных представителей от земских миров, а из представителей дворянской кавалерии.
В областном устройстве сделана была попытка воспользоваться элементами местного самоуправления для восполнения пробелов в системе государственных учреждений и для более правильной организации областных финансов, полиции и суда. Но эта попытка удалась только на дальнем севере, среди чёрного крестьянства, привыкшего управляться своими силами. Зато повсеместно жалованье областным правительственным чиновникам введено было в определённые размеры. Уже первые территориальные приобретения Иоанна Грозного не поместились в рамках созданной при нём правительственной организации. Вновь завоёванное Поволжье и Сибирь отданы были по старой привычке в ведомство особого Казанского дворца. Вновь заселившийся юг со всеми городами, построенными после 1560-х годов, попал в специальное ведомство военного ("разрядного") приказа.
В Смутное время города внутренней России очутились на военном положении, а потому появился повсеместно новый тип областной власти, заменивший "наместников" и "волостелей" XVI века, - воевода. Воеводская власть была поставлена в более тесную зависимость от центральных учреждений, от которых воеводы получали самые точные инструкции для управления. Власть воеводы распространялась только на один город и его уезд; соединения нескольких уездов в высшую областную единицу не существовало, и даже в пределах своего города воевода ведал не все разряды населения. Управление воевод не внесло больше правды и порядка в областные дела. Наоборот, оно открыло широкий простор для произвола (см. управление центральное и местное).
Более крупная областная единица с более цельным ведомством местной власти впервые появилась в России под влиянием военных потребностей при Алексее Михайловиче. Военная потребность государства состояла в необходимости сосредоточить доходы и сборы рекрутов в пограничных местностях в руках ближайшего военного начальства.
Во время войн Алексея Михайловича возникают на западной, юго-западной и южной границе три военных округа ("разряда" или "полка"): Новгородский, Севский и Белгородский. При царе Фёдоре Алексеевиче сделана была попытка распространить деление на военные округа на всю остальную Россию. В то же самое время уничтожено было распределение городов северной половины России между финансовыми округами ("четвертями"), т.к. "четверти" слились в одном центральном финансовом ведомстве "Большой Казны".
При Петре I, под влиянием текущих военных нужд, образование военных округов быстро пошло вперёд. Петербург сделался центром вновь завоёванного края, Смоленск и Киев - центрами для обороны линии Днепра от нашествия Карла XII, Азов - средоточием при построении флота, Казань - главной квартирой при усмирении башкир. В 1708-12 годах все эти военные округа были переименованы в губернии (см. также губернское правление), а остальная (средняя и северная) Россия поделена между Москвой и Архангельском. Разделив управление Россией между своими генералами, Пётр почти ничего не оставил на долю центральных учреждений. Боярская Дума давно перестала собираться и уступила место "консилии министров" с её "Ближней канцелярией". Все доходы приказов обращены были на новые государственные потребности, а затем и вовсе отобраны у приказов. Таким образом, значительная часть приказов перестала функционировать. За "Ближней канцелярией" оставлено было высшее наблюдение, но ни она, ни учреждённый в 1711 году сенат не могли уследить за слишком самостоятельным и разнохарактерным управлением "губернаторов". Поэтому в 1718-22 годах правительство ввело новую систему центральных учреждений по образцу Швеции - коллегии. К ним правительство попыталось приспособить новое устройство губерний, в которых должна была быть устроена сеть финансовых и судебных учреждений. Это устройство оказалось, однако же, слишком дорогим, было искажено при самом введении, а по смерти Петра и вовсе было отменено Верховным советом. Центральные же учреждения Петра оказались устойчивыми. Значительно упростив свою деловую практику по сравнению со шведскими образцами, они просуществовали до начала XIX века.
Переустройство губернских учреждений и отделение суда (см. судоустройство) от администрации началось только при императрице Екатерине II. После областной реформы Екатерины II понадобилась перестройка и центральным учреждениям. Перестройку начал Александр I.
При Александре I "коллегии" были заменены министерствами; для дел, превосходящих компетенцию отдельных министерств был учреждён комитет министров. Упорядочено было также отправление высших функций государственной власти. После бесформенных военных советов Петра, Верховного Тайного Совета его ближайших преемников, "кабинета" императрицы Анны, после ряда прирезок и урезок власти "правительствующего" сената, верховная власть нашла, наконец, себе постоянный орган в Государственном совете.
Реформы Александра II потребовали перестройки старых и создания новых как центральных, так и местных учреждений. В качестве совещательного органа с законодательной инициативой возникает совет министров. Для продвижения крестьянской реформы создаются учреждения по крестьянским делам. Последовавшие за крестьянской: реформа судебная имеет характер правовой реформы, и это отражается на судоустройстве; реформа местная вызывает к жизни земские учреждения; в этих новых учреждениях уже присутствует выборный народный элемент. Реформы Александра II дали толчок экономическому развитию страны и потребовали улучшения и введения новых кредитных учреждений (банков, сберегательных касс).
При Александре III кредитно-финансовые учреждения получают дальнейшее развитие; наоборот, городовое положение 1870 года, положение о земских участковых начальниках, целая серия судебных новелл сужают компетенцию судебных и местных учреждений, из них вытесняется выборный народный элемент, и они превращаются в сословно- административные учреждения.

Об учреждениях см. также полиция, прокуратура, таможни, тюрьмы, учреждения императрицы Марии, цензура.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»