Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ


Loading


 

СЛОВАРЬ

Земские учреждения образованы с 1-го января 1864 года для заведования делами, относящимся к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и уезда. 12 июня 1890 года было утверждено новое положение о губернских и уездных земских учреждениях, по которому предметами ведомства земских учреждений являются:
заведование местными губернскими и уездными повинностями, денежными и натуральными капиталами и имуществами земств, делами по обеспечению народного продовольствия и т.д.;
оказание пособий нуждающемуся населению разрешёнными законом способами;
содержание в исправности дорог, дорожных сооружений и бичевников; устройство и содержание пристаней вне городских поселений и попечение об улучшении путей;
устройство и содержание земской почты;
заведование взаимным страхованием имуществ;
заведование лечебницами и благотворительными заведениями; попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишённых, сирот и увечных; участие в мероприятиях по охранению народного здравия, по предупреждению и пресечению падежей скота; развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении;
заботы по предупреждению и тушению пожаров и попечение о лучшем устроении селений;
попечение о развитии народного образования, заведование школами;
воспособление зависящими от земства способами земледелию, торговле и промышленности;
заботы об охране полей и лугов от порчи и истребления вредными насекомыми;
удовлетворение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений.
Земские учреждения имеют право именем земства приобретать и отчуждать имущества, заключать договоры.
Губернатор надзирает за правильностью и законностью действий земских учреждений. Для обсуждения правильности и законности постановлений и распоряжений земских учреждений и для решения других дел образовано в каждой губернии губернское по земским делам присутствие.
Губернское по земским делам присутствие, под председательством губернатора, состоит из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего казённой палатой, прокурора окружного суда, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города и одного члена от губернского земского собрания. В собрание приглашается с правом решающего голоса начальник местного управления того ведомства, до которого касается рассматриваемое дело. В губернском по земским делам присутствии дела решаются по большинству голосов, а при равенстве их - председатель даёт перевес тому мнению, к коему он присоединяется. Губернатор, если не соглашается с решением большинства членов присутствия, приостанавливает исполнение решения и представляет дело министру внутренних дел, который, или предлагает губернатору привести решение в исполнение, или входит в сенат с представлением об его отмене.
Земские учреждения состоят из уездных и губернских земских собраний и управ. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых уездными избирательными собраниями и волостными сходами, а губернское - из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из числа гласных этих собраний. Гласные избираются на три года. В городах Санкт-Петербурге, Москве и Одессе губернские гласные от сих городов избираются местными городскими думами из числа их гласных.
Правом участия в выборе гласных на земских избирательных собраниях пользуются: лица, состоящие в подданстве России, благотворительные, учёные и учебные учреждения, торговые и промышленные общества, товарищества и компании, если в продолжение не менее одного года они владеют в пределах уезда на праве собственности обложенной сбором на земские повинности землёй в определённом, для каждого уезда отдельно, количестве или другим недвижимым имуществом (не обязательно состоящим в городской черте), оценённым для взимания земского сбора не ниже 15.000 рублей. Владельцы никому своего права на участие в избирательном собрании передавать не могут.
Правом участия в избирательных собраниях наряду с собственниками пользуются: а) лица, владеющие имуществом на праве пожизненного владения и б) лица, владеющие горнозаводскими дачами на посессионном праве. Если несколько лиц имеют совместное недвижимое имущество, то каждый из его участников считается владельцем причитающейся на его долю части имущества и пользуется правом голоса в земских избирательных собраниях.
Евреи не допускаются к участию в земских избирательных собраниях и съездах. Из лиц, пользующихся правом участия в земских избирательных собраниях, не достигшие 25 лет от роду и женщины не могут лично участвовать в означенных собраниях. За совершеннолетних избирателей, не достигших 25-летнего возраста, в земских избирательных собраниях участвуют доверенные, а за малолетних и несовершеннолетних - опекуны и попечители. Женщины на участие в избирательных собраниях могут уполномочивать отцов, мужей или других близких родственников.
Пользующиеся правом участия в земских избирательных собраниях учреждения, общества, товарищества и компании участвуют в собраниях через представителей. Никто не может иметь в земском избирательном собрании более двух голосов: одного по личному праву и другого по праву представительства.
Правом участия в земских избирательных съездах пользуются состоящие в русском подданстве лица мужского пола, достигшие 25 лет, которые не менее 1-го года владеют в уезде на праве собственности или пожизненного владения количеством земли не менее 1/10 части числа десятин, требуемого для участия в избирательных собраниях или другим недвижимым имуществом, оцененным не ниже 1.500 рублей.
В выборах, производимых на избирательных собраниях и съездах, не участвуют: председатель и члены местного губернского по земским делам присутствия; священно - и церковнослужители христианских исповеданий; местные чины прокурорского надзора; лица, занимающие полицейские должности в губернии; крестьяне из состава сельских обществ уезда. Права участвовать в избирательных собраниях и съездах лишаются: 1) подвергшиеся суду за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния; 2) состоящие под следствием или судом по обвинению в преступных действиях, указанных в п. 1-м; 3) отрешённые от должности в течение трёх лет со времени отрешения; 4) подвергшиеся несостоятельности, кроме признанных несчастными; 5) лишённые духовного сана или звания за пороки; 6) исключённые из среды обществ и дворянских собраний по приговорам их сословий; 7) состоящие под гласным надзором полиции.
Для выборов в уездные земские гласные составляются по каждому уезду два избирательных собрания. В первом участвуют, под председательством уездного предводителя дворянства, дворяне потомственные и личные; во втором, под председательством головы губернского и уездного города, прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах, а также представители благотворительных, учёных и учебных учреждений, торговых и промышленных обществ, товариществ и компаний. Собрания созываются в губернском или уездном городе.
Для избрания уполномоченных на земские избирательные собрания от мелкопоместных владельцев составляются два земских избирательных съезда; в первом участвуют дворяне потомственные и личные, во втором - прочие лица, имеющие право участия в съезде.
Избирательные собрания и съезды продолжаются не более 2-х дней. Выборы на них производятся закрытой подачей голосов, посредством баллотировки шарами. Избирательное собрание приступает к производству выборов в случае, когда избиратели прибудут в числе более 2/3 числа избираемых гласных. Баллотировке в гласные могут быть подвергаемы и отсутствующие члены собрания, не заявившие отказа. Если число лиц, получивших более половины избирательных голосов, превышает число подлежащих избранию гласных или уполномоченных, то избранными признаются старшие по количеству полученных избирательных баллов, а при равенстве голосов - избрание определяется по жребию. Выбранные сверх положенного числа зачисляются кандидатами. Если в день, назначенный для открытия избирательного собрания, к трём часам в собрание не явится указанного выше числа избирателей, то все прибывшие лица признаются гласными. В случае признания неправильным избрание отдельных гласных, губернское по земским делам присутствие постановляет о замене их избранными кандидатами. Если всё-таки число гласных от какого либо собрания окажется менее 2/3, то присутствие постановляет о производстве дополнительных выборов. Гласные от сельских обществ избираются волостными сходами; каждый сход избирает одно лицо (губернское присутствие может разрешать избирать по 2 лица); из числа избранных губернатор утверждает положенный по закону комплект гласных от сельских обществ.
В губернском земском собрании председательствует губернский, а в уездном земском собрании уездный предводитель дворянства; в местностях, где не производится дворянских выборов, - председатель уездного съезда. Губернские и уездные гласные при вступлении в исполнение своих обязанностей приносят присягу. Обязанности гласного исполняются безвозмездно. Никто из гласных без уважительных причин не может уклоняться от присутствия на земских собраниях.
К обязанностям земских собраний принадлежит общая распорядительная власть, надзор за исполнительными органами и решение дел, отнесённых к ведению собраний.
Губернским земским собраниям в пределах губернии и уезда предоставляется:
производство выборов в указанные законом должности и определение размера содержания, присваиваемого сим должностям;
определение порядка действий земских исполнительных органов и снабжение их надлежащими инструкциями;
рассмотрение смет и раскладок денежных и натуральных повинностей; определение установленных действующими узаконениями земских сборов; переложение натуральных земских повинностей в денежные; сложение безнадёжных к поступлению или неправильно числящихся недоимок и пеней по сборам;
определение правил для заведования капиталами и другими имуществами, принадлежащими земству или находящимися в его ведении и распоряжении, а также состоящими в ведении земских учреждений лечебными, благотворительными и иными общеполезными заведениями; приобретение и отчуждение недвижимого имущества; образование особых капиталов на предметы народного продовольствия и общественного призрения и на другие земские потребности; разрешение кратковременных заимствований из капиталов земства, имеющих определённое назначение;
обращение губернских и уездных дорог в просёлочные и наоборот, а также изменения в направлении земских дорог; установление сборов с проезжающих по дорожным сооружениям и переправам, находящимися в заведовании земства, а равно переправам, содержащимися частными лицами;
устройство выставок местных произведений; поверка действий и отчётов земских управ и рассмотрение жалоб на управы и на служащих по земству лиц; возбуждение дел об ответственности председателей и чинов земских управ; соглашение с правительством о принятии земством на себя содержания шоссейных дорог; представление заключений по вопросам, предложенным на общее собрание правительством. Губернским земским собраниям в особенности предоставляется:
разделение на губернские и уездные земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей и заведений общественного призрения, а равно перемены в сём разделении;
раскладка между уездами государственного сбора, разверстание которого возложено по закону на земские учреждения, равно как поступающих в пользу земства сборов с торговых документов и патентов;
распределение между уездами сумм на устройство мест заключения для лиц, подвергаемых аресту по приговорам городских судей и земских начальников, а также отчисление из сих сумм не свыше 10 процентов на содержание исправительных приютов для несовершеннолетних;
устройство новых и перенесение существующих пристаней на судоходных реках и озёрах;
разрешение новых ярмарок, торгов и базаров, закрытие и перенесение таковых из одной местности в другую, а также изменение сроков существующих ярмарок, торгов, базаров или внутреннего их размещения в пределах назначенных для них селений;
установление натуральных и денежных повинностей по истреблению вредных для полей и лугов насекомых и животных;
установление такс вознаграждения: а) за убытки от потрав и других повреждений, б) за порубки, в) за тушение лесных пожаров;
определение на каждые 3 года цен, по которым судохозяева должны производить судорабочим плату за сверхсрочный простой на внутренних водных путях сообщения, при отсутствии на этот счёт договора;
направление указаний и инструкций уездным земским учреждениям;
рассмотрение постановлений уездных земских собраний, вносимых в губернское собрание, и тех, которые предложены губернатором;
дела по взаимному земельному страхованию; разрешение займов на нужды земства; участие в издании обязательных постановлений; представление правительству, через губернатора, ходатайств о местных пользах и нуждах.
К ведомству уездных земских собраний в особенности относятся:
раскладка внутри уезда сборов;
представление губернским земским собраниям сведений, заключений и предложений по предметам ведомства земских учреждений, представление губернскому земскому собранию предложений о ходатайстве перед правительством по предметам, касающихся местных польз и нужд.
Очередные земские собрания созываются один раз в год: губернские не позднее декабря, а уездные не позднее октября. Распоряжения о своевременном созыве и открытии земских собраний делаются земскими управами с разрешения губернатора.
Чрезвычайные земские собрания назначаются или разрешаются министерством внутренних дел, а созываемые в особо важных случаях, как то: во время народных бедствий и по военным обстоятельствам - губернатором. Земские собрания открываются и закрываются: губернские - лично губернатором, а уездные - председателем собрания.
Земские собрания приступают к рассмотрению подлежащих ведению их дел: 1) по предложению губернатора; 2) по представлениям земской управы; 3) по предложениям председателя и членов собрания и 4) по просьбам и жалобам частных лиц.
Земское собрание может возлагать предварительное рассмотрение подлежащих его ведению дел на особую комиссию из гласных. В заседания земских собраний могут быть приглашены для представления объяснений сведущие лица, не принадлежащие к составу собраний.
Для законного состава заседаний земского собрания требуется присутствие не менее половины числа гласных. Дела решаются простым большинством голосов. Выборы как в должность председателей и чинов земских управ, так и в другие должности производятся закрытой подачей голосов, посредством баллотировки шарами. Таким же порядком постановляются определения о привлечении к ответственности должностных лиц земского управления и разрешаются вопросы о назначении содержания или денежных пособий служащим. Все прочие дела, по усмотрению собрания, могут быть решаемы и открытой подачей голосов.
Некоторые постановления земских собраний (например, о разделении земских путей сообщения на губернские и уездные, об изменении направления земских дорог) подлежат утверждению губернатором, некоторые (например, об обращении земских дорог в просёлочные, о сборах с проезжающих по земским дорожным сооружениям и переправам) подлежат утверждению министром внутренних дел.
Если губернатор не признает возможным утвердить одно из постановлений земского собрания, подлежащих его утверждению, то он предлагает его на рассмотрение губернского по земским делам присутствия. В случае согласия большинства членов присутствия с мнением губернатора об отказе в утверждении постановление земского собрания считается несостоявшимся, о чём собрание ставится в известность. При несогласии мнений губернатора и большинства членов губернского присутствия дело представляется министру внутренних дел.
Постановления земских собраний, подлежащие утверждению министром внутренних дел, представляются ему губернатором с заключением губернского по земским делам присутствия.
Постановления земских собраний, не подлежащие утверждению, приводятся в действие, если губернатор в двухнедельный срок не остановит их исполнения. Губернатор останавливает исполнение постановления земского собрания, когда усмотрит, что оно не соответствует закону, общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения. Такое постановление передается им в месячный срок на рассмотрение губернского по земским делам присутствия. Решение присутствия о приведении такого постановления в действие или его отмене подлежит исполнению. На решение губернского по земским делам присутствия, которым отменяется постановление земского собрания, последнее может принести жалобу правительствующему сенату.
Постановления уездного земского собрания, признаваемые губернатором несоответствующими общим государственным пользам и нуждам или явно нарушающими интересы местного населения, предлагаются губернатором на обсуждение губернского земского собрания.
Губернским земским собраниям предоставляется составлять обязательные постановления для местных жителей как целой губернии, так и отдельных её местностей, не состоящих в ведении городского общественного управления, по следующим предметам: 1) о мерах предосторожности от пожаров в местах жилых, лесных и напольных, о тушении пожаров и о постройках в селениях; 2) о порядке содержания в чистоте площадей, улиц, дорог, сточных труб, прудов, колодцев, канав, естественных протоков, мостов и гатей; 3) об устройстве пристаней, переправ и перевозов, а также железно-конных и иных усовершенствованных путей, о порядке их содержания и пользования оными; 4) о производстве извозного промысла на станциях железных дорог; 5) об очистке дворов; 6) об устройстве и порядке содержания в санитарном отношении боен, фабричных, заводских и других промышленных заведений; 7) о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и к обеспечению безвредности оных; 8) о мерах предосторожности против порчи воды; 9) о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках, базарах; 10) о местах, где не допускаются склады легко воспламеняющихся веществ; 11) об уборке или уничтожении палых животных; 12) о мерах предупреждения и прекращения заразительных повальных и местных болезней; 13) по всем прочим предметам, по коим земским собраниям, на основании действующих уставов, положений и других узаконений, предоставляется издавать обязательные для местного населения постановления.
Губернским земским собраниям также предоставляется в развитие правил, содержащихся в уставе обеспечения народного продовольствия, составлять обязательные постановления: 1) о порядке охранения и расходования хлебных общественных запасов сельских обществ и заменяющих оные общественных продовольственных капиталов; 2) о замене в отдельных местностях хлебных запасов денежными; 3) об устройстве и содержании сельских хлебных магазинов; 4) о порядке ссыпки в оные хлеба и освежении его, и 5) об отчётности по магазинам. Обязательные постановления представляются губернатору, который издает их порядком, определённом в общем учреждении губернском.
Губернские и уездные земские управы состоят из председателя и двух членов. Число членов губернской или уездной земской управы может быть увеличено по постановлению земского собрания до 4-х, а в губернской управе, с разрешения министра внутренних дел, до 6-ти. На земские управы возлагается непосредственное заведование делами земского хозяйства и управления. Земские управы могут требовать законного содействия от всех начальств и учреждений.
На обязанности губернской земской управы, кроме распоряжения имуществами земства и вообще земским хозяйством губернии, лежит ещё составление губернских смет, раскладок и отчётов, подготовка для земского собрания сведений и заключений, надзор за поступлением земских доходов, расходование губернских земских сумм, ведение (под наблюдением земского собрания) исков по имуществу, делам земства и рассмотрение жалоб на уездные земские управы.
Губернская земская управа не может учреждать никаких сборов и повинностей, кроме утверждённых собранием. По утверждении смет и раскладок, губернская земская управа сообщает уездным земским управам о приведении смет и раскладок в действие.
На уездные земские управы возлагаются: 1) местные, по поручениям губернской земской управы, распоряжения по устройству путей сообщения и по исполнению потребностей воинского и гражданского управления; 2) представление отчётов; 3) доставление местных сведений, необходимых для сметы губернских земских повинностей; 4) ведение земских окладных книг по определяемым для того министерством внутренних дел формам.
Должности председателей и членов земских управ замещаются на выборах в земских собраниях. Председатель земской управы и член губернского по земским делам присутствия от губернского земского собрания должны быть из лиц, имеющих по закону право на вступление в государственную службу. При замещении земских должностей наблюдается, чтобы на выборных должностях в одном и том же учреждении не служили одновременно лица, состоящие в первой степени свойства и в степенях родства в прямой линии без ограничений, а в боковых - до третьей включительно.
Лица, избранные в председатели губернских управ, утверждаются в должности министром внутренних дел, а избранные в председатели уездных управ и в члены как губернских, так равно и уездных управ - губернатором. Если избранные на эти должности не будут утверждены, то земскому собранию предлагается произвести новые выборы; если выборы не состоятся или вновь избранные лица не будут утверждены, то должности, остающиеся свободными, замещаются, в случае надобности, министром внутренних дел. Срок службы на выборных должностях по земскому управлению трёхлетний. Председатели и члены земских управ считаются состоящими на государственной службе. Содержание им производится в размерах, определённых земским собранием. За преступления и проступки по должности они несут ответственность в порядке дисциплинарного производства (замечания, выговор, удаление от должности) или по приговорам уголовного суда. Дисциплинарные взыскания, кроме удаления от должности, налагаются на членов уездных земских управ губернским по земским делам присутствием; удаление от должности членов уездных управ и наложение дисциплинарных взысканий на председателей управ и членов губернских управ разрешаются советом министерства внутренних дел. Жалобы на распоряжения земских управ приносятся, по усмотрению жалующихся, губернатору или земскому собранию.
Об истории земского самоуправления см. управление центральное и местное.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»