Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ


Loading


 

СЛОВАРЬ

Сенат в большинстве стран - законодательное учреждение. Полномочия сената в России шире. Отправляясь по случаю войны с Турцией за границу, указом от 22 февраля 1711 года Пётр I учредил на время своего отсутствия "управительный" сенат с чрезвычайно широкими полномочиями в области суда, управления и законодательства. Сенат состоял из 9-ти членов. Указам сената велено было повиноваться, как самому государю.
Сенат непосредственно сносился с центральными и местными органами управления, для чего при нём состояли комиссары из губерний. Для всестороннего надзора за управлением при сенате находились фискалы. С учреждением в 1718 году коллегий, сенат был составлен из президентов коллегий. Однако неудобства такого состава сената, как органа верховного надзора в области управления, были скоро поняты, и уже в 1722 году Пётр назначил других членов сената.
Только президенты воинских и иностранных коллегий остались членами сената. Ревизион-коллегия была упразднена, так как, по самому существу, обязанности её входили составной частью в функции сената. Для ревизии местного управления один из сенаторов должен был ежегодно отправляться в губернии. Для принятия жалоб на медленность и волокиту в коллегиях, а также на неправый суд при сенате состоял рекетмейстер, докладывавший жалобы на неправосудие самому императору и лишь в его отсутствие - сенату. Но с того же 1722 года, с учреждением должности генерал-прокурора для надзора за деятельностью сената, значение последнего начинает постепенно уменьшаться.
Верховный Тайный Совет при Екатерине I и "кабинет" при Анне Иоанновне стоят выше сената. При Елизавете Петровне "Правительствующий сенат" получил прежнюю силу и власть. При Екатерине II значение сената было значительно умалено, благодаря возросшему значению генерал-прокурора и преобразованию местных установлений, во главе которых были поставлены государевы наместники - генерал-губернаторы, в наиболее важных делах сносившиеся непосредственно с верховной властью. В царствование Александра I за сенатом осталась исключительно его судебная власть. По плану Сперанского, сенат должен был контролировать и объединять министерское управление, но эти функции перешли к комитету министров. С изданием Судебных Уставов императора Александра II сенат получил следующую организацию:
Правительствующий сенат есть верховное место, которому в гражданском порядке суда, управления и исполнения подчинены, кроме высших государственных установлений и особым законом изъятых от этой зависимости, все места и установления Империи.
Сенат, как хранитель законов, печётся о повсеместном наблюдении правосудия, надзирает за собиранием податей и за штатными расходами, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, к охранению общего спокойствия и прекращению всяких противозаконных действий во всех подчинённых ему местах.
Сенаторы назначаются по Высочайшему избранию и разделяются на присутствующих в департаментах и не присутствующих.По должности в сенате присутствуют министры и обер-прокурор Святейшего синода, а также находящиеся в столице главные начальники губерний по делам их губерний. Кроме того, в сенат могут быть призваны и посторонние лица с правом совещательного голоса по делам, для которых они приглашены. Лицо Императорского Величества председательствует в сенате. Фактически сенат никогда не собирается.
Со времени Екатерины II сенат разделился на департаменты. Первоначально было учреждено 6 департаментов: 4 - в Санкт-Петербурге, 2 - в Москве, вместо существовавшей здесь ранее Сенатской конторы.
По своду законов 1857 года, сенат был разделён на 12 департаментов, из которых 7 находились в Санкт-Петербурге, 3 - в Москве и 2 - в Варшаве. В 1872 году московские департаменты были упразднены, а в 1876 году вместе с введением судебной реформы в Царстве Польском - были закрыты и варшавские департаменты.
В конце XIX века существовало 8 департаментов: первый, второй, герольдии, четвёртый, пятый, межевой и два кассационных департамента, образованные Судебными Уставами 20 ноября 1864 года. Для решения дел в присутствии каждого департамента должно было быть не менее 3-х наличных сенаторов. Надзор за порядком производства дел и правильностью решений был возложен на обер-прокуроров, состоящих при каждом департаменте.
Дела 1-го департамента: обнародование законов; дела по жалобам на действия и распоряжения земских учреждений; назначение мировых судей и др.
Компетенция 2-го департамента - рассмотрение жалоб, приносимых на решения губернских присутствий.
Департамент герольдии ведал дела о дворянстве и почётных титулах, дела о производстве в гражданские чины.
Четвертый и пятый - судебные департаменты.
Межевой департамент ведал дела о наделении землями колонистов и кочевых инородцев, о землях пожалованных и др.
Кассационные департаменты наблюдали за соблюдением закона и единообразным его исполнением всеми судебными установлениями Империи (см. судоустройство и судопроизводство).Соединённые присутствия департаментов именовались общими собраниями; общих собраний два: первое и второе. Первое общее собрание составлялось из департаментов первого, второго и герольдии; второе общее собрание - из департаментов судебных (4-го и 5-го) и межевого. К предметам ведомства общих собраний относились дела, вносимые на рассмотрение общих собраний по Высочайшим повелениям, спорные дела и дела департаментов, при рассмотрении которых требовалось издание нового закона. Иногда составлялись: общее собрание кассационных департаментов, общее собрание первого и кассационных департаментов и др.
Дела о предании суду должностных лиц решались большинством голосов; дела, производящиеся в частном порядке, разрешались большинством 2/3 голосов; для всех остальных дел, решаемых в департаментах, требовалось единогласие. В общих собраниях дела решались простым большинством голосов.
В противоположность крайне сложному порядку разрешения дел в старых департаментах сената, производство в новых, кассационных департаментах отличалось большей простотой.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»