Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ




 

СЛОВАРЬ

Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, знаменитый памятник русского законодательства, введший в России гласный и независимый суд с гарантиями, указанными наукой и опытом европейских государств. До издания Судебных Уставов в России не было суда в истинном значении слова, ввиду зависимости его от местной администрации, фактически стоявшей выше закона и суда.
Необходимость судебного преобразования была осознана ещё в начале царствования императора Николая I. В 1826 году статс-секретарём Балугянским был составлен проект судоустройства по европейским образцам, вводивший несменяемость судей и отделение власти судебной от административной. Но недоверие к европейской цивилизации, взявшее верх впоследствии, остановило это дело, на место которого выдвинулось составление Свода законов. После издания в 1832 году Свода законов, в 1840-х годах снова возникла мысль о судебном преобразовании, но благодаря господствовавшему в то время крайнему консерватизму, все работы по преобразованию уголовного и гражданского судопроизводства, сосредоточенные в руках главноуправляющего 2-м отделением Его Императорского Величества канцелярии графа Д. Н. Блудова, имели характер общих полумер. Так продолжалось до конца царствования императора Николая I.
Крымская кампания обнажила все недостатки старого бюрократического строя, пренебрегающего законностью, судейской самостоятельностью и открытостью. Помимо взяточничества и других злоупотреблений, благодаря которым люди со средствами и сильными связями могли влиять на суды в желательном для своих интересов смысле, сам судебный процесс отличался непомерной медленностью, формализмом и жестокостью, был лишён системы и цельности, производился келейно, исключительно по письменным данным, в отсутствие подсудимых и тяжущихся, на основании теории о формальных доказательствах (т.е. дворянину следовало верить больше, чем крестьянину, мужчине больше, чем женщине и пр.). По гражданским делам штраф в пользу судей доходил до 1/5 спорного имущества, уголовные приговоры осуждённые из непривилегированных могли обжаловать в сенат не ранее, как по ссылке их в Сибирь, наказании их плетьми и наложении клейм на лице.
Общественное мнение решительно высказалось за необходимость скорейших и коренных преобразований в судебной и других сферах государственной и общественной жизни. Отвечая на это общественное движение, нашедшее отклик и в правительственных сферах, граф Блудов сделал первые попытки к переустройству судебных учреждений. В проекты, составленные при содействии С. И. Зарудного и внесённые в Государственный Совет в 1857-1860 годах, граф Блудов ввёл из европейского процесса начала и порядки, находившиеся под строгим запретом в Николаевское время: уничтожение канцелярской тайны и введение гласного судопроизводства, состязательного начала, замену письменного производства устным объяснением тяжущихся и подсудимых, введение адвокатуры, мировых судей, отделение власти судебной от административной и пр.
До 1861 года, пока внимание правительства и общества было занято вопросом об освобождении крестьян, проекты графа Блудова медленно обсуждались в департаментах Государственного Совета, не вполне их одобрявших. Отмена крепостного права, знаменовавшая большую победу прогрессивной части правительственных сфер над консервативной, дала решительный толчок и стоявшему давно уже на очереди вопросу о преобразовании суда. Граф Блудов, не способный уже по возрасту руководить судебной реформой в её новой и решительной фазе, уступает de jure место госсекретарю В. П. Буткову, а на деле руководство переходит к исправлявшему должность статс-секретаря Государственного Совета С. И. Зарудному, который становится с этих пор (1861 г.) душой всего дела. Пользуясь наступившими либеральными веяниями, Зарудный повёл дело так, чтобы дальнейшие работы по судебному преобразованию были сосредоточены в Государственной канцелярии, состав коей был усилен прикомандированием к ней лучших молодых юристов-практиков того времени: Н. А. Буцковского, Д. А. Ровинского, Н. И. Стояновского, и др.
Сначала Государственная канцелярия занялась разбором проектов, составленных графом Блудовым, но затем Зарудный решился выдвинуть, при содействии председательствовавшего в Государственном Совете князя П. П. Гагарина, план общего и радикального преобразования судебной части.
По докладу князя Гагарина в январе 1862 года последовало Высочайшее повеление первостепенной важности. Повелением предписывалось Государственной канцелярии составить "главные начала, несомненное достоинство коих признано в настоящее время наукой и опытом европейских государств" и, согласно этим началам, произвести преобразование судебной части в России. В исполнение этой Высочайшей воли юристы Государственной канцелярии сначала составили исторический обзор всего хода дела, а затем свои соображения об основных началах судоустройства, а также гражданского и уголовного судопроизводства. В своих "соображениях" юристы частью развивали и совершенствовали начала, принятые в проектах графа Блудова, частью заимствовали из европейских кодексов институты европейского публичного права, о которых при крепостном праве не могло быть и речи, например, суд присяжных.
В общем, они перенесли в русский процесс либерально-гуманные основы и гарантии европейского процесса половины XIX века, как-то: полную судебную гласность; отделение судебной власти от административной и законодательной власти; суд присяжных по всем важнейшим уголовным делам, не исключая и дел о печати и о политических преступлениях; несменяемость судей; независимую корпоративную адвокатуру; отмену различия подсудности и судов по сословиям, установление равенства всех перед судом; введение в уголовном суде обвинительной системы на место инквизиционной (розыскной); введение правильной судебной защиты, уравнение прав обвинения и защиты; уничтожение формальных доказательств; изъятие мелких дел из ведения администрации и передачу их мировым судьям; подчинение полиции суду по производству дознаний и следственных действий; уничтожение ревизионного порядка и введение кассационного с установлением единого кассационного суда в лице сената; последовательное проведение состязательного начала в гражданском процессе; уменьшение письменности и смягчение формализма с расширением простора для судейского убеждения; удешевление процесса и установление права дарового ведения дел по бедности; подчинение гражданских дел казны суду и пр.
Юристы Государственной канцелярии не скрывали, что новые порядки потребуют нравственного напряжения и больших материальных жертв от русского народа. Против возражения о несвоевременности вводимых учреждений ввиду неподготовленности народа помянутые коронные юристы отвечали так: "Трудно думать, чтобы люди где-либо и когда-либо были приготовлены к дурному и не зрелы для хорошего. Разумный закон никогда не сделает зла. Может быть, по самому свойству закона нового, он не будет некоторое время исполняем согласно с истинным его смыслом, но гораздо вероятнее, что он тотчас пустит глубокие корни и составит могущественную опору спокойствия и благоденствия государства".
Основные положения судебных преобразований были одобрены Государственным Советом с некоторыми изменениями. Так, по политическим преступлениям вместо суда присяжных введён был суд смешанного состава: особое присутствие судебной палаты с участием сословных представителей (губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы и волостного старшины). Высочайше утверждённые 29 сентября 1862 года, Основные Положения преобразования судебной части были опубликованы для всеобщего сведения с приглашением желающих доставлять свои критические замечания о применении и дальнейшем развитии этих положений.
Как сам факт опубликования и допущения свободной критики действующего законодательства, небывалый в России (ещё в середине 1850-х годов формально воспрещён был цензурным уставом всякий критический разбор какой-либо отрасли законодательства), так и самоё содержание опубликованных основных начал, составлявших последнее слово европейской науки, произвели чрезвычайно сильное впечатление.
Для составления проектов судоустройства и судопроизводства была образована комиссия при Государственной канцелярии под председательством Буткова, разделившаяся на три отделения. В гражданском отделении председательствовал Зарудный, принимавший деятельное участие и в двух других отделениях и вообще давший тон всему делу, в уголовном - Буцковский, судоустройства - Плавский.
В работах комиссии на правах членов или в качестве экспертов принимали участие лучшие учёные юристы и практики того времени. В комиссию поступило с разных концов России от чинов судебного и других ведомств около 450 замечаний. Через 11 месяцев комиссия окончила свой обширный и сложный труд, и в конце 1863 года проекты были внесены в Государственный Совет, который рассматривал их в течение 10-ти месяцев.
20 ноября 1864 года Судебные Уставы были Высочайше утверждены. В указе императора Александра II от того же числа говорилось: "Судебные Уставы вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без коего немыслимо общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого от высшего до низшего".
Судебные Уставы состояли из 4-х частей: 1) Учреждение судебных установлений; 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Устав гражданского судопроизводства; 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Судебные Уставы произвели громадное впечатление на общество и составили эпоху в истории русской культуры; нельзя не отметить также важных внешних достоинств их: общедоступность изложения и изящество редакции.
Вслед за изданием Судебных уставов начались при Государственной канцелярии законодательные работы относительно порядка введения их в действие, а министерство юстиции приступило к подготовительным мерам по приисканию кандидатов для замещения новых должностей и по приисканию и приспособлению зданий для открываемого гласного суда.
Сначала Судебные Уставы были введены в двух судебных округах: петербургском и московском. Открыл новые суды министр юстиции Д. Н. Замятнин в Петербурге -17 апреля, в Москве - 23 апреля 1866 года. Затем стали открываться и другие судебные округа (харьковский, тифлисский, саратовский и др.), но до 1894 года ещё не везде была введена судебная реформа.
Только в 1894 году Судебные Уставы распространились на всю территорию Европейской России, хотя в ряде судебных округов (петрозаводском, астраханском, в судебных округах кавказских, польских и прибалтийских губерний) уже без важнейшего их атрибута - суда присяжных. Гласный суд очень скоро сделался популярен, и народ, прежде боявшийся суда как огня, стал с доверием обращаться в новый суд. Особенное впечатление производили присяжные и мировой суд.
Относительно значения Судебных Уставов М. Н. Катков писал: "наша судебная реформа есть не столько реформа, сколько создание судебной власти. До сих пор бюрократическая администрация была всё во всём. Прежние судебные учреждения были только придатком к администрации. Теперь является новое начало, судебная власть. Судебная власть не есть собственно власть, даруемая каким-либо лицам или какому-либо сословию; это - льгота, предоставленная всему народу, это - право, предоставленное русскому гражданину. Учреждением независимой и самостоятельной судебной власти возвышается целое общество. Где есть благоустроенный суд, там есть право, где есть право, там есть ограждение личности, там есть законная свобода. С упрочением нового устройства и с распространением его во всех частях России становится возможным жить в ней, как в стране цивилизованной".
Но вскоре в той части общества, интересы и привилегированное положение которой были задеты новым гласным и равным для всех судом, стало высказываться недовольство против новых судебных порядков. Оно нашло отголосок и в министерстве юстиции, когда в апреле 1867 года в управление им вступил граф К. И. фон - дер Пален. В административном порядке были фактически отменены некоторые положения Судебных Уставов; например, на место судебных следователей назначались чиновники министерства без прерогативы несменяемости. Сами Судебные Уставы были в кодификационном порядке разбиты и разнесены по разным частям Свода Законов.
После кончины Александра II, по инициативе московских судебных установлений, Судебные Уставы были воссоединены в 1883 году и наименованы, в память их творца, Судебными Уставами императора Александра II.
С 1866 года вышло много дополнений и изменений Судебных Уставов, из которых вышедшие в 1880-х годах (при Александре III) произвели существенное изменение в первоначальном судебном строе с отступлением от важнейших основных положений судебной реформы. В 1884 году была издана новелла об изменении порядка составления списков присяжных заседателей, и ограничено право отвода их сторонами, в особенности со стороны защиты. Новеллой 1885 года ограничена несменяемость судей, а увольнение и перемещение судей допущено по постановлению высшего дисциплинарного присутствия сената; расширена власть министра юстиции и председателей судов по надзору за судьями. Новеллой 1887 года ограничена судебная гласность, причём министру юстиции предоставлено право по собственному усмотрению закрывать двери заседания. Новеллой 1889 года значительно сокращена юрисдикция суда присяжных. Законоположением 1889 года повсеместно (кроме столиц и некоторых больших городов) упразднены мировые судьи и, в противоположность ст. 1 Основных Положений об отделении власти судебной от административной, на место мировых судей введены земские участковые начальники и городские судьи. Земские начальники - лица административного ведомства и подчинены администрации, городские судьи - подчинены министерству юстиции. Ни те, ни другие не пользуются несменяемостью.
Министром юстиции Манасеиным предполагались и другие, столь же существенные, изменения в устройстве кассационного сената и пр., но они остались без осуществления, ввиду выхода его в отставку в конце 1893 года. Преемник его, Н. В. Муравьёв, считая вредным частичное изменение Судебных Уставов, исходатайствовал 7 апреля 1894 года Высочайшее соизволение на учреждение под его председательством комиссии для пересмотра всех законоположений по судебной части.
Появление Судебных Уставов - историческое событие первостепенной важности, оставившее навсегда неизгладимый благотворный след в духовной жизни русского народа, и "история, по справедливому замечанию М. Н. Каткова, никогда не забудет ни одного из имён, связанных с этим великим делом гражданского обновления России".

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»