Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ


Loading


 

СЛОВАРЬ

Финансовая система, совокупность материальных средств, находящихся в распоряжении государства и органов самоуправления. Планомерная деятельность государства (или местного самоуправления) на добывание необходимых материальных средств и на их расходование есть финансовое хозяйство государства (или местного самоуправления).
Природа государства обуславливает значительные отклонения его от хозяйства частного. В противоположность частным лицам, государство производит преимущественно нематериальные блага, необходимые для духовной и материальной культуры страны, такие как внешняя и внутренняя безопасность и т.д.
Государство не может найти в сбыте своих продуктов материальное возмещение своих издержек и поэтому извлекает средства для своих услуг принудительно из доходов и имущества своих подданных. В частном хозяйстве расходы должны сообразовываться с доходами; в государственном же прежде определяются предстоящие расходы и лишь сообразно с ними предъявляются требования на часть имущества подданных.
Развитие финансового хозяйства в России шло в общих чертах тем же путём, что и в Западной Европе: также первоначально наибольшая часть государственных потребностей удовлетворялась путём натуральных повинностей; также финансовое управление развивалось из дворцового управления; также служилые люди получали вознаграждение натурой - поместьями и кормлениями; также быстрое развитие военных задач вынудило обратиться к налогам, которые ещё раньше, чем в Западной Европе, заняли первенствующее место в финансовой системе России.
Начиная с Петра I, финансовая система приобретает следующие характерные черты: преобладающее значение по своей доходности имеют прямые подушные налоги (см. подушная подать), за ними следуют косвенные (питейный, соляной и таможенный), остальные виды дохода имеют маловажное значение. Население разделяется на низшие - податные и высшие - неподатные классы. Наибольшее количество расходов (до 2/3) идёт на войско и флот, около 4% бюджета - на содержание двора, около 2,5% - на администрацию, суд и народное образование.
При Елизавете Петровне отменяются внутренние таможенные пошлины. При Екатерине II уничтожаются многие фискальные регалии (лесная, горная, табачная, поташная, емчужная и т.п.) и различные мелкие сборы, стеснявшие частную хозяйственную деятельность и приносившие незначительный доход; устанавливается 1% гильдейский сбор с купеческих капиталов; полагается начало организации финансового управления учреждением "экспедиции о государственных доходах" при сенате и казённых палатах в губерниях. Государственный бюджет быстро растёт; главным образом этому способствует длинный ряд войн. Возрастают расходы по двору (до 9-10% всего бюджета). Развившийся штат чиновников требует значительного денежного содержания и т.д. Сильно увеличившаяся потребность в чрезвычайных средствах (вследствие непрерывных войн) находит себе новые источники: выпуски бумажных денег (с 1769 года), внешние займы и заимствования из казённых кредитных учреждений, представлявшие особую форму внутренних займов. Таким образом, с Екатерины Великой государственный кредит делается постоянной частью финансового хозяйства.
Особенное влияние на состояние государственного хозяйства приобретает первая форма этого кредита - бумажные деньги. Являясь весьма лёгким ресурсом для покрытия чрезвычайных нужд и дефицитов, бумажные деньги своим постепенным обесцениванием вносят постоянно новые затруднения и колебания в государственные доходы и вызывают необходимость как повышать налоги, так и прибегать к увеличению государственных долгов. Произведённая в 1839 году девальвация ненадолго упрочила нашу денежную систему; громадные выпуски бумажных денег во время Крымской кампании вынудили прекратить их размен; новые выпуски по причине русско-турецкой войны вызвали дальнейшее понижение их курса и соответствующее вздорожание всех товаров, вследствие чего снова должны были возрасти государственные расходы.
Царствование императора Александра II принесло значительное увеличение внутреннего беспроцентного долга (по кредитным билетам). Освобождение крестьян, постройка железных дорог, ликвидация долгов по казённым банкам, две европейских войны, военные действия в Азии и польское восстание послужили причиной крупных внутренних и внешних займов. Вместе с платежами по долгу быстро возрастают и другие расходы: по внутреннему управлению, народному просвещению, юстиции.
С формальной стороны период реформ принёс важные улучшения в финансовой системе: установлены точные правила о составлении, утверждении и исполнении государственной росписи (в 1862 году, благодаря трудам В. Татаринова), утверждены кассовые правила (1863 год), учреждены в губерниях контрольные палаты (1864 год), впервые внесена публичность в финансовое хозяйство изданием с 1862 года государственных росписей, а с 1866 года - отчетов государственного контроля.
В области податной системы важнейшим фактом является уничтожение питейных откупов, заменённых акцизом на спирт; впоследствии обнаружилось также стремление привлечь к прямому обложению привилегированные классы и облегчить низшие: отменяется подушная подать с мещан, вводится налог на недвижимые имущества в городах, усиливается с 1863 года обложение торговли и промышленности (см. промысловый налог).
Вводится государственный поземельный налог, но в то же время выкупные платежи и постоянно увеличивающийся питейный сбор ложатся новым тяжёлым бременем на крестьянское население. Часть общественных потребностей передается в заведование местным органам самоуправления (земству), получающим и самостоятельные источники дохода. В течение всего царствования Александра II ведётся борьба с упорными хроническими дефицитами бюджета, затрудняющими серьезное улучшение финансовой системы, хотя необходимость этого улучшения признаётся общественным мнением и правительством вполне назревшей. Даже земства, высказывавшиеся неоднократно за необходимость облегчения крестьян в лежащей на них податной тяжести, облагают их земли тяжелее, чем земли частных владельцев.
Более плодотворным в этом отношении оказалось царствование Александра III, составляющее самую замечательную эпоху в истории русских финансов. Призванный в мае 1881 года к должности министра финансов, бывший профессор киевского университета Н. Х. Бунге ставил важнейшей целью своего управления поднятие благосостояния русского крестьянства путём изменений в податной политике. Для достижения этой цели были предприняты: понижение выкупных платежей на 12 млн. руб. (1882 г.), учреждение (1883 г.) крестьянского поземельного банка и важнейшее финансовое мероприятие - постепенная отмена (по указу от 14 мая 1883 года) подушного налога. Благодаря этим мерам с крестьян было снято налогов на 53 млн. руб. Понижение налога с крестьян сопровождалось всё большим привлечением к обложению других, более имущих классов населения, доселе изъятых от прямого обложения или недостаточно обложенных: в 1882 году установлен налог с наследств и дарений, в 1885 году - дополнительные сборы с торговых и промышленных предприятий и 5% налог на денежные капиталы, повышен поземельный налог и налог на городские недвижимые имущества. Податные реформы Бунге расчистили путь для других улучшений в финансовой системе, сделанных его преемниками. Эти улучшения касались равновесия государственных доходов и расходов, отношения правительства к железным дорогам и государственного кредита.
Равновесие доходов и расходов государства было достигнуто благодаря ряду урожайных годов, увеличивших платёжную способность населения, что позволило увеличить прямые и косвенные налоги, ввести два новых акциза - на спички и керосин.
В области податной системы были внесены изменения: помимо введения налога на спички и керосин, учреждена в виде опыта питейная монополия в восточных губерниях и установлен квартирный налог, затронувший платёжную способность зажиточных классов населения соразмерно с совокупностью средств плательщиков.
Государственные доходы России достигли (по росписи 1895 года) громадной суммы - 1.214.378.030 рублей, увеличившись с последних лет правления Петра Великого в 150 раз и более чем в 4 раза в XIX веке. По своей абсолютной величине бюджет России уступал только бюджетам Франции и Австро-Венгрии. Аналогично с Западной Европой наибольшая часть государственных доходов доставлялась прямыми и косвенными налогами. От всех доходов бюджета России налоги прямые составляли 9,13%, налоги косвенные -45,61%, пошлины - 5,89%, регалии (почта, телеграф, лотерея, монета) - 3,73%, казённые имущества, капиталы и железные дороги - 13,02%, выкупные платежи - 7,4%, возмещение расходов казначейства, пособия и возвраты - 6,92%.
Важнейшим недостатком нашей податной системы было преобладание в ней налогов на потребление и отсутствие подоходного налога, который хотя бы отчасти устранял неравномерность обложения. На душу населения приходилось в конце XIX века в различных странах главнейших платежей:

О доходах рабочего населения при этом см. рабочая плата.

Государственные расходы России постоянно возрастали не только вследствие усложнения одних и тех же потребностей, но и вследствие появления новых: по государственному долгу, железным дорогам и иным средствам сообщения (шоссе, каналы, почта, телеграф), по внутреннему (см. управление центральное и местное) и финансовому управлению и народному образованию.

Состав статей расходов России по бюджету 1895 года

По абсолютной величине расходная часть бюджета в 1895 году (~ 1.120.000.000 рублей) не превышала доходной (~ 1.214.000.000 рублей). Расход по государственному долгу, сделавшись постоянной статьей бюджета с Екатерины II, достиг в 1882 году 28% всех расходов и только после конверсий понизился в 1895 году до 24,8%; с 1832 по 1895 год расходы по путям сообщения возросли почти в 6 раз больше, чем весь бюджет, по государственным имуществам - в 3 раза, расходы по народному просвещению, синоду, юстиции и внутреннему управлению - вдвое. Наоборот, расходы на армию русскую и флот, хотя и непрерывно увеличивались абсолютно, относительно занимали всё меньшее место в бюджете: 41% в 1832 году, 29% - в 1895 году.
Так как в различных государствах удовлетворение общественных потребностей распределено между государственным и местными хозяйствами неодинаково, то для сравнения затрат России и некоторых европейских стран на важнейшие общественные потребности необходимо соединить местные и государственные расходы (см. ниже таблицу):

Распределение местных и государственных расходов России и 3-х западноевропейских государств

Получается, что Россия и абсолютно и относительно тратила больше других государств на оборону страны и на общее управление и уступала всем государствам и в абсолютных, и в относительных затратах на улучшение народного благосостояния и на общекультурные цели.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»