Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

10 сюжетов из жизни России:

Предистория
1. ИСТОРИЯ:
Киевская Русь
Владимиро-Суздальская Русь
Русь Московская и Литовская
Начало самодержавия
Смутное время
Дом Романовых
Российская империя
2. ТЕРРИТОРИЯ
3. НАСЕЛЕНИЕ:
Происхождение и колонизация
Историческая статистика
Демография
Заселённость территории
Состав населения
4. СОСЛОВИЯ:
Дворянство
Городское сословие
Крестьянское сословие
5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Земельная собственность
Земледелие
Скотоводство
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Горная
Обрабатывающая
7. ТОРГОВЛЯ
Внешняя торговля
Внутренняя торговля
8. ФИНАНСЫ
9. УЧРЕЖДЕНИЯ
10. ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ


Loading


 

СЛОВАРЬ

Железные дороги. В 1828 году был построен первый пассажирский поезд на Стоктон - Дарлингтонской железной дороге, а потом открыто движение на Ливерпуль - Манчестерской железной дороге; этому же примеру последовали Соединённые Штаты Америки, в 1835 году - Бельгия и Германия, в 1837 году - Франция и Австрия.
В России железные дороги стали строиться позже, чем в Европе, а именно, в 1838 году была построена первая Царско-сельская железная дорога (24 версты), в 1843-48 годах Варшавско-Венская, в 1843-51 годах - Николаевская. Сооружение этих дорог обходилось чрезвычайно дорого (на Николаевской дороге 165 тыс. руб. на 1 версту) и совершалось крайне медленно. Доходность дорог оказалась крайне низкой.
По окончании Крымской войны, которая доказала недостаточность прежних грунтовых путей сообщения, правительство и общественное мнение решительно высказались за проведение обширной сети железных дорог, которые соединили бы различные части России.
Постройка дорог казённым порядком оказалась невыгодной, и сооружение дальнейших линий правительство стало отдавать частным компаниям. При этом для их привлечения казна должна была гарантировать известный доход с капитала. Нередко, из-за недостатка капиталов, правительство бывало вынуждено приобретать облигации новых дорог; иногда же гарантии по акциям принимали на себя земства и города. Кроме того, правительству приходилось выдавать дорогам громадные пособия и ссуды.

Железнодорожная сеть России и государств мира в 1892 г.

Последние столбцы таблицы показывают, что наше отечество было снабжено железными дорогами совершенно недостаточно. По обеспеченности рельсовой сетью Россия занимала предпоследнее вместо в Европе, опередив только Балканские государства. Соответственно, пассажирское и грузовое движение по железным дорогам в России было очень слабым по сравнению с государствами мира:

При общем населении земного шара в 1892 году приблизительно в 1497 миллионов и при населении Европы в 365 миллионов человек число перевезённых пассажиров составило в том же году 2247 миллионов для Европы и 3246 миллионов для всего земного шара (в России только 47 млн.). Увеличение пассажирского и грузового движения требовало новых затрат на сооружение железных дорог. Капитал, употреблённый на устройство рельсовых путей, составил для отдельных государств мира в 1892 году (в марках):

В общей сумме капиталов, потраченных в России на устройство железных дорог, затраты правительства к 1 января 1894 года составляли 94%.
Неудовлетворительное ведение железнодорожного хозяйства частными обществами и тарифная политика последних, направленная только к увеличению прибылей, что не отвечает потребностям народного хозяйства, побудили правительство предпринять в больших размерах выкуп железных дорог в казну; вместе с тем новые линии сооружались и управлялись непосредственно правительством.
Крупнейшим событием в истории железнодорожного дела в России явилось предпринятое сооружение Великого Сибирского рельсового пути. 12 мая 1891 года был заложен во Владивостоке первый камень этого сооружения, а через 25 лет (планировалось - через 14 лет) Сибирь оказалась прорезанной на протяжении 7112 вёрст величайшей в мире железной дорогой от Владивостока до Челябинска, где соединилась с сетью европейских российских железных дорог. Громадные затруднения при реализации этого грандиозного замысла и колоссальная затрата капитала слишком в 350 миллионов рублей окупились теми громадными выгодами, какие предоставил этот путь для Сибири, для России и всего мира.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»