Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Щепкин, Михаил Семёнович, знаменитый русский актёр; родился в 1788 году в Курской губернии, в селе Красном, где отец его, Семён Григорьевич, был крепостным камердинером графа Волькенштейна. Михаила Семёновича рано начали учить грамоте. Учение пошло легко и быстро, и отец Щепкина отвёз мальчика в Белгород к одному священнику, после занятий у которого Щепкин поступил в уездное училище в Судже, а затем в Курское губернское народное училище. Недостаток школьного преподавания Щепкин пополнял чтением, в котором помогал ему автор "Душеньки" И. Ф. Богданович, снабжавший его книгами из своей библиотеки. Во время пребывания в училище Щепкину удавалось часто посещать театр, помогая музыкантам таскать инструменты и ноты в театр.
Постепенно он сделался необходимым человеком на сцене, переписывая роли, иногда суфлируя. Случай доставил ему возможность появиться (в 1805 году) в качестве исполнителя на сцене курского театра в роли Андрея-почтаря в драме "Зоя". Дебют вышел удачный, и с 1808 года Щепкин окончательно поступил в труппу, оставаясь крепостным, и в весьма короткое время составил себе репутацию талантливого комика. Из Курска Щепкин в 1816 году получил приглашение ехать в Харьков, и с этих пор для него началась скитальческая жизнь провинциального актёра, тянувшаяся до самого поступления его на московскую сцену.
Шесть лет странствований по России были для него прекрасной житейской и сценической школой. Результатами наблюдений артиста в этой школе явились впоследствии, между прочим, такие произведения русской литературы, написанные со слов Щепкина, как: "Рассказ о чёрненьких и беленьких" Гоголя, "Сорока-воровка" Герцена, "Собачка" и "Воспитанница" графа Сологуба и др. Обладая крупным сценическим талантом и постоянно работая над дальнейшим развитием природного дара в стремлении перенести на сцену жизнь в художественно-правдивом воспроизведении драматических образов, Щепкин привлекал к себе всеобщие симпатии, выразившиеся в Полтаве тем, что в 1821 году на средства публики он был выкуплен из крепостной зависимости).
В 1822 году Щепкин с редким успехом дебютировал на московской сцене и был зачислен в труппу Императорских театров. Как комику, Щепкину пришлось начинать свою карьеру в Москве в водевилях, перенесённых на русскую почву с французской сцены, лёгких, бессодержательных, далёких от действительной жизни, в комедиях Загоскина, князя Шаховского и т. п. Пустой репертуар тяготил жаждавшего работы артиста, и некоторое удовлетворение он получал, играя иногда в комедиях Мольера. Роли Фамусова и Городничего доставили гениальному артисту возможность проявить во всю ширь своё художественное творчество. Мощный талант Щепкина развивался и вырастал на глазах московского общества, благодаря необыкновенной добросовестности артиста в разработке мельчайших деталей каждой роли, как бы незначительна последняя не была.
Сознательному и бескорыстному отношению Щепкина к любимому искусству много способствовало также то высокое развитие, каким предпочтительно перед своими товарищами обладал Щепкин, полагавший, что "наука - фундамент для всех искусств". Развитие это было не школьное и далось ему, благодаря быстро составившемуся в Москве знакомству с лучшими представителями той эпохи в области науки и литературы, как Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Белинский, Аксаковы, Грановский, Кудрявцев, Киреевские, Герцен, Огарёв, Станкевич, Катков, Погодин, Шевырёв, граф Сологуб, графиня Растопчина, Боткин, Тургенев и пр. Заслуги Щепкина для русского театра неоценимы. До сего времени московский Малый театр живёт его традициями, заключающемся в высоком понимании общественных задач сцены и постоянном стремлении достичь цельности впечатления при постановке каждой пьесы. Оказывать для сцены своё благотворное влияние Щепкину представлялось тем удобнее, что труппа московского театра с 30-х годов начала пополняться учениками театральной школы, в которой Щепкин с 1832 года состоял учителем декламации. Щепкин умер в Ялте 11 августа 1863 года, погребён в Москве, на Пятницком кладбище, вблизи могилы Грановского; в 1895 году Щепкину был воздвигнут памятник в г. Судже.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»