Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр

Loading

 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Тургенев Иван СергеевичТургенев, Иван Сергеевич, знаменитый романист; родился 28 октября 1812 года в Орле. Его отец, полковник гвардии, Сергей Николаевич, принадлежал к древнему дворянскому роду, а мать, урождённая Лутовинова, была дочерью богатого орловского помещика. Детство и отрочество Тургенева прошли в условиях богатой барской обстановки, но картины крепостной жизни, под тяжёлой властью своенравной помещицы, его матери, производили на мягкую, поэтическую натуру Тургенева гнетущее впечатление. Мальчик искал утешения и ответов на запросы своих детских чувств среди родной природы, в уединённых прогулках, в сочувствии таким же, как он, слабым и нежным существам, подавленным насилием и произволом. Хотя Тургенев воспитывался, по обычаю, у постоянно менявшихся гувернёров-немцев, но первое знакомство с родной литературой и любовь к поэзии возбудил в нём крепостной камердинер его матери. Они часто вместе забирались в глухой сад и с восторгом читали "Россиаду" Хераскова. Эти годы оставили на душе Тургенева, несомненно, глубокий след и имели большое влияние как на образование его мягкого, гуманного, женственного характера, так и на его произведения, наложив на них печать той же тихой поэтической меланхолии, которое составляет одно из их характерных свойств. В 1830 году Тургенева отправили в Москву в пансион при Лазаревском институте.
В 1834 году Тургенев поступил в московский университет, но затем вскоре перешёл в петербургский, на словесный факультет, где пользовался особенным вниманием Плетнёва, который заинтересовался первыми поэтическими опытами Тургенева и напечатал два его стихотворения в "Современнике". Здесь всё больше стала проявляться любовь Тургенева к литературе. Он старательно изучал Байрона, Шекспира, Сервантеса, а в 1838 году, по окончании курса, отправился за границу, в Берлин, где близко сошёлся с Грановским, Станкевичем и Бакуниным и с усердием принялся за изучение Гегеля. Берлинская жизнь, в кружке русских студентов-идеалистов, имела решающее влияние на образование всего последующего мировоззрения Тургенева, всецело проникшегося "западническими" симпатиями.
В 1843 году, вернувшись из-за границы, Тургенев напечатал свой первое крупное произведение - поэму "Параша", вызвавшую очень сочувственный отзыв Белинского. Хотя эта поэма, написанная не особенно сильными стихами, страдала многими недостатками, но в ней впервые сказалось то чувство жизненной правды, которое обещало в будущем крупную художественную силу. Однако последовавшие затем произведения Тургенева не пользовались успехом, несмотря на многие их достоинства ("Разговор", "Андрей", "Три портрета", "Помещик").
Тургенев пробовал себя и в стихах, и в прозе, и в драме ("Неосторожность", драма из испанских нравов), но все эти опыты не удовлетворяли вполне ни публику, ни самого Тургенева, и он уже готов был совсем отказаться от литературной деятельности, когда талант его неожиданно вспыхнул с необыкновенной силой в маленьком рассказе "Хорь и Калиныч". Рассказ обратил на себя всеобщее внимание и положил начало целому ряду небольших очерков, получивших громкую известность под названием "Записок охотника". Здесь, в поэтических картинах скромной, но живой захолустной природы, в грустных, добродушно-наивных образах "униженных и оскорблённых", оставшихся от детских впечатлений, в типах уродливого извращения крепостного склада жизни, впервые талант Тургенева вылился со всей силой своей чарующей поэзии, проникнутой истинно русской задушевной грустью и мягкой иронией.
Появившись в 1852 году отдельным сборником, "Записки охотника" имели в то время, вместе с рассказами Григоровича, решающее значение в вопросе освобождения крестьян. "Записками охотника" начинается новый и самый блестящий период деятельности Тургенева, когда он всецело отдаётся литературно-художественным интересам.
Получив после матери богатое наследство, он большую часть времени живёт в Париже и Баден-Бадене, в семействе артистки Виардо, знакомясь с лучшими представителями европейской литературы, со своей стороны всё больше возбуждая в них интерес к замечательным художественным произведениям своей родины. Заслуги его в этом смысле очень велики. В то же время, благодаря общему подъёму духа, охватившему русское общество в эпоху освобождения, творчество Тургенева достигает своего высшего развития. В целом ряде необыкновенно изящно написанных повестей и романов он даёт обширную галерею типов современного ему образованного общества.
Он с удивительной чуткостью и глубиной отмечает самые незаметные и интимные изменения в психическом строе этих типов под влиянием разнообразных, быстро сменявшихся культурных на них воздействий ("Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Дым", "Новь"). Наиболее удачными были те, более сродные Тургеневу по душевному складу типы идеалистов 40-х годов, как Рудин, Лаврецкий и др., которых он сам старался обобщить под именем русских Гамлетов и Дон-Кихотов. Но самыми грациозными и поэтическими созданиями Тургенева останутся образы молодых девушек дворянской среды, преемниц пушкинской Татьяны, с их идеальными, хотя и неопределёнными, возвышенными порывами. Не так удачными представляются типы более молодых интеллигентных поколений (как, например, в "Нови"), душевный склад которых был мало знаком Тургеневу.
Последний период деятельности Тургенева был менее плодотворен. Долгая жизнь вдали от родины давала мало освежающих впечатлений, а старческое утомление всё более вызывало пессимистическое настроение, наложившее на его последние произведения печать глубокой меланхолии ("Отчаянный", "Песнь торжествующей любви", "Клара Милич", "Стихотворения в прозе"). Тургенев умер в 1883 году, 23 августа, в Буживале, близ Парижа, а похоронен в Петербурге.
В знаменитой плеяде писателей-художников 40-х годов Тургенев занимает одно из самых выдающихся мест. Принадлежа, вместе со своими сверстниками, к непосредственным преемникам Пушкина и Гоголя, он в своих литературных созданиях счастливо сумел сочетать поэтическую нежность и простоту национальных мотивов, так свойственную пушкинскому творчеству, с лёгкой иронией трезвого реалиста гоголевской школы. Уступая в пластичности, выпуклости образов и нередко в широте захвата графу Л. Толстому и Гончарову, далёкий как от холодного объективизма Гончарова, так и несколько сурового, но глубоко вдумчивого сектантского умонастроения Толстого, Тургенев является едва ли не единственным в новейшей русской литературе творцом идеальных по форме грациозных произведений.
Такая гармоничная уравновешенность его творческих элементов, воспитанная в школе высшей европейской культуры, сделала его, вместе с тем, одним из самых видных представителей широкого гуманизма в русской литературе. Деятельность Тургенева навсегда останется неразрывно связанной с высоким духовным подъёмом русской интеллигенции 1840-х и 60-х годов, изображению которой посвящено большинство его произведений. История этого периода заключает в себе и объяснение, как самых ярких созданий тургеневского гения, так и того огромного влияния, какое имела деятельность Тургенева вообще на развитие в русском обществе либеральных и демократических идей.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»