Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр

Loading

 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Пушкин Александр СергеевичПушкин, Александр Сергеевич, великий русский поэт; родился в Москве 26 мая (по старому стилю) 1799 года. Отец его Сергей Львович, потомок древнего боярского рода, получив блестящее светское воспитание, сначала служил в гвардии, но скоро вышел в отставку и вполне отдался рассеянной великосветской жизни, предоставив воспитание детей своей жене и бесчисленным гувернёрам и гувернанткам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, приходилась внучкой известному негру Абраму Ганнибалу (ему впоследствии Пушкин посвятил свой первый исторический роман "Арап Петра Великого"). Первые младенческие годы Пушкин провёл в Москве под надзором своей умной и по своему образованной матери, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, женщины хотя и старого воспитания, но доброй и нежной к своему внуку, и старой крепостной няни Арины Родионовны, оставившей глубокий след в душе и творениях знаменитого поэта, непосредственно воспитав в нём любовь к простому народу, его языку и поэзии. Однако эти непосредственные влияния не получили дальнейшего развития и очень скоро сменились лишённой внутреннего содержания системой внешнего светского воспитания при помощи постоянно менявшихся гувернёров разных национальностей, как то было в обычае в дворянских семьях того времени. Впечатлительный и характерный мальчик с первым же шагом враждебно отнёсся к этой системе. Замкнутый в себе, он со всей страстностью отдался свободным влечениям своей натуры. Летом, когда семья переселялась в подмосковную деревню, он бродил одиноко по лесам и полям, неуловимо воспринимая те впечатления родной природы, которые с такой силой передал в своей поэзии. Зимой он забирался в кабинет отца и, книга за книгой, страстно поглощал без разбора всё, что находилось в его разнообразной библиотеке, от французских и английских классиков до романов эротического содержания. Таковы были хаотические, противоречивые элементы, под воздействием которых складывалась духовная личность будущего великого поэта. По внутренней склонности и под влиянием моды к литературным развлечениям, существовавшей тогда в высшем обществе, страсть к поэтическому творчеству сказалась в Пушкине чрезвычайно рано.
Десяти лет он уже писал стихи и шутливые пьески, в подражание Мольеру, и притом на французском языке, который он в то время знал лучше русского. В 1811 году Пушкин был определён в Царскосельский лицей, где его любящая натура впервые нашла дружеские привязанности, которым он остался верен на всю жизнь. Воспитание в только что открытом лицее в первое время не отличалось строгой систематичностью, но благодаря некоторым выдающимся профессорам, там всегда поддерживался интерес к литературе, иностранной и русской. Среди учеников происходили настоящие литературные состязания, издавались рукописные журналы. Пушкин вскоре обратил общее внимание своей склонностью к поэзии, а в 1814 году в "Вестнике Европы" были напечатаны его первые стихотворения ("К другу-стихотворцу" и др.). Из этих лицейских опытов обратило особенное внимание на юного поэта стихотворение "Воспоминания в Царском Селе", прочитанное им на публичном акте в присутствии Державина, на которого оно произвело сильное впечатление. Большинство юношеских произведений, конечно, носили на себе следы явного подражания (Жуковскому, Батюшкову, иностранным образцам), были пересыпаны модными тогда мифологическими именами, но уже в них ярко сказалась основная, в высокой степени важная сторона таланта Пушкина, придававшая его поэзии небывалую дотоле чарующую прелесть: творчество его никогда не было искусственным, оно всегда являлось непосредственным результатом живых впечатлений, которые он переживал в данный момент. Эта способность исключительной непосредственно-художнической созерцательности осталась навсегда присуща музе Пушкина, она охраняла для него свободу и независимость творчества, спасла его от подражательности, так распространённой в то время, и дала ему силы создать самобытную русскую поэзию. Человек светского круга, жившего удовольствиями, без серьёзной подготовки, без определённых целей в жизни, Пушкин, по окончании курса в лицее, сначала мечтает поступить в гвардию, но, не получив согласия отца, приписывается к министерству иностранных дел и с увлечением отдаётся всем удовольствиям рассеянной столичной жизни.
Сама поэзия является пока только одним из элементов этих светских развлечений. Появление в 1820 году его первой поэмы "Руслан и Людмила" было встречено бурей восторга всей молодой литературы, приветствовавшей в ней перл русской "романтической поэзии", который должен был окончательно подорвать старые традиции подражательной литературы. Молодое литературное поколение избрало Пушкина своим вождём.
Каждый его стих разносился в бесчисленных рукописях, каждая его эпиграмма составляла событие. Пушкин увлекал всех и бессознательно увлекался сам общим потоком, становясь невольным орудием литературной оппозиции всем отжившим формам искусства. Бродившие уже в то время свободолюбивые идеи не могли не коснуться и его - и вот за одно из стихотворений в этом роде ("Вольность") он был переведён на службу в канцелярию попечителя по делам колонистов в южном крае, в Екатеринослав.
Пятилетний период пребывания Пушкина на юге России (1820 - 1824) имел в его жизни чрезвычайное значение. Здесь он обогатил свою фантазию многообразными впечатлениями и образами, воплощёнными им во множестве произведений, изумительных по силе художественности, новизне мотивов, богатству и разнообразию картин русской природы ("Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "К морю", "Цыгане" и др. и, наконец, "Песня о вещем Олеге"). Большинство этих произведений, несомненно, было навеяно "властителем дум" того времени - Байроном, из-под влияния которого Пушкин, однако, скоро освободился. В это же время он близко сошёлся со знаменитым польским поэтом Мицкевичем, что имело благотворное значение для обоих. Одновременно с этим расширением поэтического горизонта Пушкин переживает в высокой степени плодотворный душевный перелом. С каждым годом он всё сознательнее начинает относиться к своему призванию и к той нравственной ответственности, которое оно налагало на него, серьёзнее вглядывается в жизнь и настойчиво принимается за исправление своего "проклятого воспитания" (как называл он), не давшего ему ни основательного знакомства с родной страной, ни прочных основ широкого миропонимания. В селе Михайловском, Псковской губернии, куда он был сослан в 1824 году за столкновение с одесским генерал-губернатором, вдали от светской суеты, в сообществе только близких друзей, книг и старой няни, постоянно обогащавшей его творчество элементами родной народной стихии, поэт всецело отдаётся внутренней духовной работе: с увлечением читает Вальтера Скотта, Шекспира, "Историю" Карамзина и изучает по первоисточникам народную поэзию и язык. Здесь Пушкин задумал, отчасти закончил и написал многие из лучших своих произведений ("Пророк", "Зимняя дорога", "Борис Годунов", многие главы "Евгения Онегина"). В 1826 году по ходатайству друзей Пушкину разрешено было переехать в Москву, где он был представлен императору Николаю I. С получением свободы для Пушкина начинается период наиболее плодотворной поэтической деятельности. Все ранее воспринятые и продуманные впечатления теперь с изумительной быстротой воплощаются в ряде замечательных произведений.
"Арап Петра Великого", "Полтава", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь", "Каменный гость", "Галуб", "Летопись села Горохина" и конец "Евгения Онегина" следуют одно за другим. В 1831 году Пушкин женился на Н. Н. Гончаровой и ещё напряжённее предался литературной деятельности. Он не довольствуется уже быть только поэтом. Ему хочется сначала сделаться историком, и он пишет "Историю Пугачёвского бунта", едет в Оренбург изучать местные архивы, пишет "Капитанскую дочку", положившую начало русскому реальному историческому роману. В 1836 году Пушкин делается журналистом и начинает издавать "Современник", который он задумал посвятить преимущественно критике.
Но этот период исключительной художественной производительности чередовался для Пушкина нередкими минутами мрачного, удручённого состояния духа: условная жизнь светского круга, слишком близкие связи с официальным миром, неприятности с отцом и, наконец, сравнительно холодный приём, который встретили любимейшие его произведения, как "Борис Годунов", - всё это нарушало свободу и спокойствие его творчества. В самый расцвет сил жизнь гениального поэта пресеклась неожиданным и очень печальным образом. Вследствие грязных сплетен, пущенных относительно его жены в великосветских кружках, вспыльчивый и раздражительный Пушкин вызвал на дуэль сына голландского посланника, полковника Дантеса. На этой дуэли Пушкин был смертельно ранен и умер 29 января 1837 года.
По натуре Пушкин был человеком художественным, созерцательным, мягким, гуманным, отзывчивым на все "впечатления бытия". Но эти качества сделали его среди поэтов не столько яркой звездой, блещущей своеобразной красотой индивидуального гения, силой яркого, самобытного мировоззрения (каким был, например, его современник Байрон), сколько поэтическим светочем, совмещающем в себе многообразные, разрозненные раньше лучи духовной жизни своего народа. Народное устное творчество, церковно-славянская дидактика, попытки создания светской литературы в подражание европейскому ложноклассицизму - вот основные элементы допушкинской литературы.
Требовались долгие и упорные усилия, чтобы из этих данных создать хотя бы элементарные основы единого национального литературного языка и художественных форм. Державин, Карамзин, Крылов, Жуковский были ближайшими предшественниками Пушкина в этой созидательной работе. Но эти попытки были слишком частичны и односторонни. Нужна была особенно счастливая натура, необычайная творческая способность, чтобы извлечь из разрозненных и противоречивых элементов всё лучшее и воплотить в перл создания. Такой силой явился Пушкин.
Он велик для русской литературы, во-первых, как создатель истинного литературного языка и высоко художественных форм поэтического творчества, сделавшихся образцовыми для русского искусства; во-вторых, как творец произведений, в которых впервые нашла реальное воплощение русская народность со многими интимными сторонами её природы, быта, верований и душевных настроений, и, наконец, как могучая художественная натура, сумевшая сочетать в своих творениях лучшие национальные мотивы общечеловеческой поэзии. Таковы неоспоримые заслуги Пушкина в области собственно литературной.
Но Пушкин вместе с тем был вполне человеком своего времени с его достоинствами и недостатками. Стоя на рубеже века Петра, Екатерины и Александра, когда идея национально-государственного могущества достигла своего апогея, подавленный величавым завершением этой идеи в ближайших событиях 1812 года, Пушкин не мог смотреть на русскую историческую жизнь иначе, как под невольным влиянием идеи своего века. В хаосе протекших девятивековых исторических событий были доселе три основных элемента, направлявших жизнь русского народа: христианство, каким сложилось оно в национальных формах, государственность, как дисциплинирующая и просветительная сила, и народность в том виде, как выразилась она в наивных формах народного творчества. Но, воплотив эту идею в гениальных по своей художественности произведениях, Пушкин не был ещё достаточно подготовлен ни условиями своего времени, ни складом личной жизни, чтобы воспроизвести народную жизнь во всей сложности её социальных основ. Эта сторона была ещё закрыта для него как в прошлом, так и в настоящем.
А между тем русская жизнь уже вступала в новый исторический фазис; перед русским народом стояла уже задача глубокого социального переустройства. Но если Пушкин не успел, отнятый от жизни в полном цвете сил, сам проникнуть творческим взглядом эти задачи ближайшего будущего, то он дал своим преемникам в руки те орудия, те средства, без которых была бы немыслима их плодотворная деятельность - могучий литературный язык и новые формы творчества, первый оценил и приветствовал лучшие силы, шедшие ему на смену.
Признание прав Пушкина на высокую благодарность его преемников, а вместе и всего русского общества с особенной, невиданной ещё в России силой единодушного литературного энтузиазма сказалась при открытии памятника гениальному поэту в Москве 5 июня 1880 года.

2) Василий Львович, дядя А. С. Пушкина; родился в 1779 году; был поклонником французских энциклопедистов, состоял членом клуба "Арзамас" (см. Блудов); писал стихи, которые пользовались значительной известностью (особенно сатира "Опасный сосед"). Ум. 1830 г.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»