Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр

Loading

 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Белинский Виссарион ГригорьевичБелинский, Виссарион Григорьевич, русский критик. Родился в 1811 году в Пензенской губернии, в бедной семье штаб-лекаря, где положение его было тяжёлое. Сначала был в чембарском училище, где, ревизовавший тогда школу, писатель Лажечников обратил внимание на даровитого мальчика и переместил Белинского в пензенскую гимназию, откуда, однако, в 1829 году тот вышел "за нехождение в класс". Вскоре он поступил в число студентов словесного факультета московского университета, но уже в 1832 году его исключили оттуда.
Пребывание в университете для него всё-таки не прошло бесследно, благодаря развивающему влиянию некоторых даровитых товарищей, например, Станкевича, в кружке которых он как бы продолжал своё образование. По выходе из университета Белинский существовал переводами с французского, но уже в 1834 году обратил на себя внимание блестящей статьёй, напечатанной в "Молве" под названием "Литературные мечтания", заключавшей в себе исторический обзор русской литературы со времён Ломоносова. Направление мысли Белинского, вытекающее из Шеллинговой философии, стремилось к народной самостоятельности в жизни и литературе и в этом смысле являлось как бы предвестником славянофильства. В то же время кружок Станкевича познакомил Белинского с философией Гегеля.
Философией Гегеля Белинский чрезвычайно увлёкся и сделался рьяным последователем его учения "о разумности всего существующего". Примирительное влияние философии Гегеля, до которой Белинский дошёл сам, так как, не зная немецкого языка, не мог её читать, выразилось в его статьях: "Очерки Бородинского сражения", "Менцель, критик Гёте". С этой же точки зрения он критиковал Гоголя. И этот гегельянский период критики Белинского был чисто художническим периодом "искусства для искусства", которое высоко ставилось само по себе из-за его примирительного действия. Недружественная встреча его "гегельянства" в петербургском кружке по переезде из Москвы заставила Белинского проверить основания своего миросозерцания.
Белинский вступает во второй период своей критической деятельности, в основе которого - учение не об отвлечённом искусстве, а об "искусстве, служащем обществу". К лучшим произведениям этой поры относится целый ряд статей о Пушкине. В своих статьях в "Современнике" под заглавием "Обзоры Русской литературы" он по достоинству оценил так называемую гоголевскую (натуральную) школу и труды многих писателей. Критическая деятельность Белинского была остановлена в её лучшую пору. Он умер в 1848 году, 38 лет, от чахотки.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»