Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Перов, Василий Григорьевич - один из лучших русских живописцев, родился в Тобольске в 1833 году. Окончил курс в арзамасском уездном училище и был отдан в художественную школу А. В. Ступина, в Арзамасе. Здесь он, кроме копирования оригиналов, впервые написал картину "Распятие" (в церкви села Никольского, Арзамасского уезда). В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками Скотти, Мокрицкого и Зарянка. В 1856 году за этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией Художеств: в 1858 году - большая серебряная медаль за картину "Приезд станового на следствие", в 1860 году - малая золотая медаль за картины "Сцена на могиле" и "Сын дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 году - большая золотая медаль за "Проповедь в селе". Эти четыре картины и "Чаепитие в Мытинцах" (в Третьяковской галерее), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и выказали художника прямым наследником Федотова, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор "Сватовства майора". Получив, вместе с большой золотой медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, Перов в 1862 году посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды и написал несколько картин ("Продавец статуэток", "Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре", "Музыканты и зеваки", "Тряпичники"), но вскоре убедился, что воспроизведение чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, и возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства. Поселившись в Москве, Перов создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. Из-под его кисти вышли: "Тройка", "Чистый понедельник", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Сцена у железной дороги", "Последний кабак у заставы", "Птицелов", "Рыболов", "Охотники на привале" (все в Третьяковской галерее), "Учитель рисования", "Монастырская трапеза", "Проводы покойника" и другие. За "Птицелова" в 1870 году он получил звание профессора.
Однако, рядом с такими замечательными произведениями, порой являются у Перова картины, странно задуманные и неудачно исполненные, например "Божия Матерь с Христом у житейского моря" и "Выгрузка извести на Днепре". Кроме того, он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимою наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания. Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи черт в изображенных лицах, но лишь некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе - портреты А. А. Борисовского, В. В. Бессонова, А. Ф. Писемского, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и купца Камынина. Получив в 1871 году место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же времени, к товариществу передвижных художественных выставок, Перов в первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и другие) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач Ярославны", "Первые русские христиане", "Поволжские хищники", "Пугачевцы", "Никита Пустосвят"). В этих последних произведениях Перов еще просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец своей жизни Перов пустился в литературу и напечатал несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и свои воспоминания. Он умер от чахотки, в селе Кузминках, неподалеку от Москвы, 29 мая 1882 года.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»