Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр

Loading

 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Достоевский Фёдор МихайловичДостоевский, Фёдор Михайлович, знаменитый романист, род. 30 октября 1821 года в Москве, где отец его состоял врачом в Мариинской больнице; первоначальное образование получил под руководством матери, происходившей из интеллигентной купеческой семьи. В 1834 году Достоевский вместе со старшим братом Михаилом (1820 г. р.) был отдан в образцовый по тому времени пансион Чермака в Москве. В 1837 году Достоевский поступил в инженерное училище в Петербурге и по окончании курса (1841) с чином подпоручика был назначен на службу при чертёжной инженерного департамента. Но служба его тяготила, и через три года, в 1844 году, Достоевский вышел в отставку, чтобы всецело отдаться литературному творчеству, давно увлекавшему его.
Первым его произведением был роман "Бедные люди" (напечатан в "Петербург. Сборник" Некрасова в 1846 году), восторженно встреченный Белинским и сразу доставивший автору очень видное место в литературе. Меньший успех имели произведения последующих двух лет: "Двойник", "Господин Прохарчин", "Слабое сердце", "Хозяйка", "Чужая жена", "Ревнивый муж", "Ёлка и свадьба", "Белые ночи" (всё было напечатано в "Отечественных записках"). В 1849 году Достоевский начал печатать многообещающий роман "Неточка Незванова", но неожиданная катастрофа не дала окончить его. 23 апреля 1849 года Достоевский вместе со многими другими лицами был арестован за принадлежность к противоправительственному кружку Петрашевского. После 8-ми месячного заключения в Петропавловской крепости он был приговорён к смертной казни, заменённой государём каторжными работами на 4 года с отдачей затем в солдаты. Каторга тяжело отразилась на здоровье Достоевского. Она не прошла бесследно и для умственного его развития, положив начало тому мистицизму, который так сильно чувствуется в его сочинениях, написанных после каторги. На каторге же впервые у Достоевского проявилась падучая болезнь. 2-го марта 1854 года кончился срок каторжных работ, и Достоевский был определён рядовым в сибирский линейный ¦ 7 батальон в Омске. В октябре следующего года он был произведён в прапорщики, вскоре женился на вдове Исаевой, в 1859 году вышел в отставку и получил разрешение вернуться в Европейскую Россию.
Время было горячее, жажда деятельности так велика, что через год по возвращении Достоевский стал издавать вместе с братом Михаилом журнал "Время", при ближайшем сотрудничестве Ап. Григорьева и Н. Страхова. Идеалы молодости под влиянием суровых испытаний сменились смирением, и из приверженца фурьеризма Достоевский обращается в славянофила-почвенника, доверяющего только уму и совести народа в его массе. "Время" имело значительный успех, но в 1863 году оно неожиданно было запрещено за ложно понятую статью Страхова по польскому вопросу. Недоразумение скоро разъяснилось, и М. М. Достоевскому было разрешено издавать другой журнал, под названием "Эпоха", но летом 1864 года Михаил Михайлович умер.
Фёдор Михайлович незадолго до того потерял жену. Естественно при таких личных невзгодах Фёдор Михайлович, редактировавший журнал, не мог его правильно вести и в 1865 году был вынужден прекратить, обременив себя значительным долгом, в течение многих лет затруднявшим его. Во "Времени" Достоевский, кроме публицистических статей, напечатал роман "Униженные и оскорблённые" и одно из самых лучших своих произведений по глубокому пониманию людей и гуманному к ним отношению - "Записки из мёртвого дома". В 1866 году в "Русском Вестнике" стало печататься другое замечательное сочинение Достоевского, раскрывшее всю мощь его таланта и завоевавшее ему симпатии всей читающей России - роман "Преступление и наказание".
В 1867 году Достоевский вторично женился и, отчасти чтобы избежать преследований кредиторов, уехал за границу, где провёл 4 года. За это время им были написаны романы: "Идиот" (1868), "Вечный муж" (1870), "Бесы" (1871). С 1871 года Достоевский жил в Петербурге, в 1873 году редактировал "Гражданин" Мещерского, в 1875 году напечатал роман "Подросток". В 1876 году он начал издавать "Дневник писателя", небольшой журнал, составленный исключительно из статей самого Достоевского по текущим вопросам. Издание встретило значительное сочувствие общества, показывающее, как интересовали всех взгляды Достоевского и как высоко ценили его талант. Это общее почитание особенно сильно сказалось на Пушкинских празднествах, в овациях сопровождавших речь Достоевского о великом поэте. В 1879-1880 годах в "Русском Вестнике" появился большой роман "Братья Карамазовы" - одно из лучших произведений Достоевского. 28 января 1881 года, после недолгой болезни, Достоевский умер.
Свой громадный талант Достоевский отдал на служение "униженным и оскорблённым", с одной стороны, и многострадальному русскому интеллигентному искателю правды, - с другой. Акакий Акакиевич и Попрыщин Гоголя послужили исходными образцами для ряда трагических типов загнанных жизнью людей, как Макар Девушкин, Голубкин ("Двойник"), Прохарчин, Вася Шумилов ("Слабое сердце"), близко подходящий к ним Мармеладов и др. Мучительные думы о настроениях жизни, страстное искание пути к лучшему порядку вещей, приведшее его на каторгу, дали материал для создания Раскольникова и Ивана Карамазова. По странному противоречию, защищая в теории принцип "искусство для искусства", Достоевский в своих собственных произведениях всегда стремился к проведению определённой положительной мысли, и во всех почти сочинениях, написанных после каторги, эта тенденция в конечном основании одна: призыв к смиренному общению с народом "бездомного скитальца в родной земле", каким является, по его мнению, русский интеллигентный человек. Крайне отрицательное отношение к "европеизму" доводило иногда Достоевского до карикатурного изображения несимпатичных ему общественных течений (в "Бесах", в "Идиоте").
Тенденция заставляла Достоевского изобретать положительные типы, которых не знала жизнь (князь Мышкин в "Идиоте", Алёша в "Братьях Карамазовых"). Желание более рельефно выразить свою мысль, ярче обрисовать борющиеся в обществе направления побуждало выводить крайних представителей этих направлений и ставить их в исключительные положения.
Этот метод крайних типов часто заставляет Достоевского рисовать в своих произведениях людей прямо психически нездоровых, тем самым ещё более усиливая мрачный колорит его повествований, часто доводящий до жестокости мучительность впечатления. Но даже великому писателю невозможно облечь в плоть отвлечённую идею, придуманную схему человеческого поведения; нельзя карикатуре придать правдоподобие жизни. Мёртвое и искажённое само собой отделяется рядом с истинным, верным, и читатель остаётся под обаянием правдивых картин общественного быта и душевных настроений, которыми полны произведения Достоевского.
Крайние типы не вредят впечатлению, а лишь отчётливее, выпуклее отражают действительность подобно тому, как увеличительное стекло делает предмет доступнее для глаза наблюдателя. Рельефнее выступают загадки жизни, и сильнее сознаётся необходимость их разрешения. Это сознание передаётся читателю от автора, подсказывается скорбью о неправдах жизни и страданиях, которыми проникнуты все сочинения Достоевского, его глубоким сочувствием ищущим истины. И в этом основная заслуга Достоевского, одного из самых замечательнейших писателей русской земли, истинного "учителя жизни" для всех, без различия направлений и партий.
Громадный психологический талант Достоевского был оценен и в Западной Европе и не остался без влияния на иностранную литературу.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»