Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр

Loading

 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Направник, Эдуард Францевич, капельмейстер и композитор; родился в 1839 году в Чехии. Рано лишившись отца, Направник покинул реальное училище, не кончив курса, и добывал средства к существованию музыкой. В 1861 году, получив место капельмейстера у князя Юсупова, Направник приехал в Петербург.
Россия стала второй его родиной. В 1863 году он был приглашен в русскую оперу помощником капельмейстера и органистом, а в 1867 году назначен вторым капельмейстером. Он часто заменял Лядова, по уходе которого, стал во главе оркестра русской оперы. Точное и безукоризненное по ансамблю исполнение вошло при нём в обычай; организация оркестра и хора поднялась на значительную высоту. Он продирижировал множество оперных представлений, поставив впервые более 60 опер (из них до 40 русских) и возобновив более 30. Им в первый раз поставлены оперы Кашперова, Кюи, Монюшко, А. Серова ("Вражья сила"), Даргомыжского ("Каменный гость"), Римского-Корсакова, Сантиса, Мусоргского, Чайковского, Рубинштейна, Фамицына, Гроссмана, Кюнера, Соловьева и других. Как дирижер, Направник выделялся тщательно отделанным и обдуманным, вполне музыкальным исполнением, которому, однако, недоставало темперамента, увлечения, пафоса. Большое участие принимал Направник и в материальном обеспечении служащих. Еще в Праге он написал несколько фуг, мужских хоров, фортепьянных вещей, увертюру для оркестра на чешские народные песни, сонату для скрипки с фортепиано и симфонию.
С большим успехом были поставлены в Петербурге его оперы "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895). Им также написаны 3 струнных квартета и один квинтет, 2 фортепьянных трио и 1 квартет, скрипичная соната, 2 сюиты для виолончели с фортепиано, большое количество романсов и фортепьянных пьес, четыре симфонии, симфонический концерт для фортепиано, фантазия для фортепиано с оркестром, фантазия и сюита для скрипки с оркестром, народные танцы для оркестра, сюита для оркестра, симфоническая поэма "Восток", музыка к "Дон-Жуану" гр. А. Толстого. Сочинения его обнаруживают отличную технику, прекрасно инструментованы, нередко красивы, но лишены яркой индивидуальности.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»