Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Мусоргский Модест ПетровичМусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился в 1839 году в имении родителей, в Псковской губернии. Впечатления детства, проведённого в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала мать; затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он занимался фортепьянной игрой и достиг выдающихся результатов. Появившаяся в 1852 году в печати полька "Porte enseigne" была первым опубликованным его произведением.
Окончив (1856) школу гвардейских подпрапорщиков, Мусоргский поступил в лейб-гвардейский Преображенский полк. Громадное значение для его музыкального развития имело знакомство с Даргомыжским, Кюи, Балакиревым и музыкальным кружком последнего. Немалую роль в его творчестве сыграла и его дружба с В. В. Стасовым, написавшим биографию Мусоргского. Балакирев играл с Мусоргским в четыре руки, объясняя ему музыкальные формы и приемы оркестровки.
1858 году Мусоргский написал два скерцо; одно из них, B-dur, было первым его сочинением, исполненным публично, в концерте Императорского Русского Музыкального Общества. В 1859 году Мусоргский оставил военную службу, но неимение средств к жизни и невозможность добыть их музыкальной деятельностью заставили его служить в Главном Инженерном Управлении, затем в Лесном Департаменте и Государственном контроле.
К раннему периоду творчества Мусоргского (до 1865 года) относится музыка к "Эдипу" Софокла, из которой сохранился хор народа у храма Эвменид, впоследствии использованный Мусоргским в коллективной опере "Млада", в которой Мусоргский написал один акт (1873), а затем, когда она не состоялась - в опере "Сорочинская Ярмарка". В 1861 году Мусоргский написал характерное "Intermezzo Symphonique in modo classico", в 1863 году - романс "Сауль". Наиболее крупным его опытом в этот период была опера "Саламбо" (1864 - 65), на собственное либретто по роману Флобера. Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде вошла почти вся в его оперу "Борис Годунов".
Второй период творчества Мусоргского, с явным преобладанием вокальной музыки, начинается в 1865 году, когда был сочинен "Калистрат" ("первая попытка комизма", по словам Мусоргского). Индивидуальность композитора утверждается всё более и более. Реалистические, большей частью народно-русские, сюжеты и своеобразная, яркая их трактовка - отличительные черты сочинений этого периода.
Кроме целого рода вокальных пьес, характерных и сильных хоров "Иисус Навин" и "Поражение Сеннахериба" (1867), сюда относятся драматические произведения: "Женитьба" - чрезвычайно интересный "опыт драматической музыки в прозе" на текст комедии Гоголя (написан только один акт); опера "Борис Годунов" (написана 1872, поставлена в 1874 году на Мариинском театре в Санкт-Петербурге); "Хованщина" (1873-80 годы, издана в 1882 году под редакцией Н. Римского-Корсакова и им же оркестрована) - грандиозная народная драма, рисующая борьбу старой Московской Руси с новой, Петровской Россией (поставлена 1885, на частной сцене в Санкт-Петербурге); "Сорочинская Ярмарка" (1875-80), неоконченная комическая опера по Гоголю. Для оркестра написана в то же время "Ночь на Лысой горе" - симфоническая картина, для фортепиано - "Картинка с выставки Гартмана" (1874, издана в 1886 году), сюита пьес юмористического, лирического и описательного характера.
Материальная необеспеченность и неудачи на композиторском поприще преследовали Мусоргского. Его опера "Борис Годунов" надолго была снята с репертуара; другие его сочинения долго игнорировались артистами и публикой. В последние полтора года жизни, оставшись без службы, Мусоргский добывал средства к жизни ремеслом аккомпаниатора.
Усилившаяся страсть к вину ускорила смерть Мусоргского. Он скончался 16 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале и похоронен в Александро-Невской Лавре в Петербурге.
Мусоргский один из самобытнейших русских композиторов. Верный заветам Глинки и Даргомыжского, он пошел дальше их. Он горячо отрицал формулу: искусство для искусства. Мусоргский был музыкант-реалист, музыкант-народник, родственный Гоголю и Льву Толстому. Никто в музыке не захватывал так глубоко и так широко русскую жизнь, как Мусоргский. В своих исторических операх он дает целый ряд типов: и "преступного царя Бориса", и благочестивого старца-раскольника Досифея, и хитрого вельможи Шуйского, и старовера князя Хованского, и западника князя Голицына, и беглых монахов, и иезуита, и гордой Марины Мнишек, и Марфы-раскольницы, и замечательный, чисто-русский тип юродивого. В операх Мусоргского ключом бьет народная жизнь, раскрывается народная душа. Эти оперы, в сущности - трагедии, и притом трагедии не только отдельных личностей, но и народа, переживающего смутное время начала XVII века или ломку старинных устоев при воцарении Петра. Не менее живо и ярко Мусоргский воплощал в музыке и комический элемент. Музыкальные приемы Мусоргского новы и своеобразны. Он усвоил себе все особенности русской народной песни и хотя редко пользовался подлинными народными мотивами, но весь склад его мелодики, очень гибкой и характерной, носит чисто-русский, народный отпечаток. Главную силу вокального стиля Мусоргского составляет простая, правдивая, живая, выразительная декламация, вытекающая из естественной интонации речи и потому совершенно неотделимая от текста. В этом Мусоргский - прямой наследник Даргомыжского. Мусоргский не прошел систематического курса композиции и упорно отказывался от консерваторской, гибельной, по его мнению, рутины. Поэтому технические недочеты у него часты, хотя их и не всегда можно отделить от его новаторских приемов, имеющих художественную ценность. Но не в технической фактуре сила произведений Мусоргского, а в их содержании. Лучший редактор Мусоргского - его друг Римский-Корсаков, благодаря трудам которого сохранились многие произведения Мусоргского.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»