Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Сумароков, Александр Петрович, первый русский драматург, директор первого русского построенного театра и многострадальный писатель; родился в 1718 году в Москве, в старинной дворянской семье; в 1732-1740 годах воспитывался в кадетском корпусе, где начал свою поэтическую деятельность двумя поздравительными одами императрице Анне Иоанновне в новый 1740 год и рядом популярных в своё время песен. Придворные спектакли итальянской труппы развили в Сумарокове склонность к театру и драме, и после успеха своего первого драматического произведения, трагедии "Хорев", он отдался своему призванию и в 1756-61 годах управлял вновь открытым в Петербурге русским театром. Вся жизнь Сумарокова, умершего в 1777 году, делилась между литературой и сценой. Как директор театра, Сумароков, несмотря на бесконечные служебные ссоры и свары, сумел поднять престиж искусства и артистической деятельности во мнении своих современников.
Как многосторонний писатель, он в своих трагедиях и комедиях дал первые опыты русской драмы в ложноклассическом жанре. Сумароков придал литературе общественное значение, приводя в своих трагедиях ("Семира", "Мстислав" и др.) много новых и возвышенных идей о власти и управлении, о свободе, воспитании, терпимости и просвещении, а в комедиях ("Опекун", "Лихоимцы" и др.) и в сатирах ("Кривой толк", "Хорь к превратному свету" и др.), набросал много живых картин общественной жизни. В своём ежемесячном нравственно-просветительном издании "Трудолюбивая пчела" Сумароков явился примером русской публицистики и в своих критических статьях и теоретических сочинениях ("О правописании", "О стопосложении", "Эпистола о русском языке", "Эпистола о стихотворстве") основал русскую критику, на первых порах ещё проникнутую эстетическими воззрениями Горация и Буало и носившую стилистический и орфографический характер. Для современников Сумарокова недочёты его многосторонней литературной деятельности, конечно, были менее доступны и заметны, нежели для нас, и, напротив, била в глаза её универсальность. Его называли "российским Расином" и даже Вольтером, и это преклонение породило его безмерные притязания и нетерпимое отношение к таким выдающимся сверстникам в литературе и науке, какими были Ломоносов и Тредьяковский. Сочинения Сумарокова изданы Новиковым.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»