Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Полоцкий, Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский), иеромонах, русский проповедник, педагог и стихотворец; родился в Белоруссии в 1628 году. Окончив курс в киево-могилянской коллегии, Полоцкий побывал и в польских академиях. 27-ми лет он принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре, в школе которого потом состоял "дидаскалом". Благодаря личным связям и лично снискав расположение царя Алексея Михайловича, проезжавшего в 1656 году через Полоцк, он, вместе с другими учёными, был приглашён в Москву, где вскоре сделался придворным поэтом и наставником царских детей. Он основал латинскую школу в Спасском монастыре за Иконным рядом, в которой, по царскому указу, обучал некоторых лиц "Альвару" (латинская грамматика Альвареца) и сочинению виршей и ораций. Сторонник западноевропейского просвещения, Полоцкий был энергичным антагонистом "греческого" направления, имевшего своих защитников в Чудовской и Ртищевской школах.
По поручению собора, созванного в 1666 году о Никоне, Полоцкий написал книгу "Жезл правления" в защиту нововведений Никона и в обличение раскола. Кроме того, известны его богословские труды: "Венец веры", первая популярная догматическая система на севере России, и краткий катехизис. Но более всего деятельность Полоцкого в церковной сфере выразилась в возобновлении живого проповеднического слова. Религиозно-нравственный идеал, определяемый двумя сборниками его проповедей: "Обед душевный" (109 проповедей) и "Вечеря душевная" (78 проповедей и 29 поучений), близок к аскетическому. Хотя из всего числа их только 26 трактуют о вопросах времени и потребностях общества, но, несмотря на это, Полоцкий является постоянным вестником народных нужд. В остальных проповедях он обличает "злии нравы обще", проводит здравые христианские понятия и пр. Стоя во главе стихотворцев своего времени, Полоцкий написал два сборника силлабических стихов: "Вертоград многоцветный", энциклопедию нравственных наставлений, вопросов воспитания, литературных и научных сведений, и "Рифмологион", заключающий панегирические речи "на случай" возможных событий в царском семействе.
Наконец, важная заслуга Полоцкого, как поэта, состоит в том, что он один из первых познакомил Москву с драматическим искусством, написав в духе средневековых мистерий три пьесы, которые были сыграны при дворе: "О блудном сыне", "О Навуходоносоре и трёх отроках" и "О Навуходоносоре и Олоферне". Употребляя всё своё влияние и энергию на то, чтобы сделать науку фактором общественной жизни, Полоцкий хлопотал об учреждении школ, основал типографию и даже мечтал об академии, для которой сочинил устав. По вступлении на престол Фёдора Алексеевича, послушного ученика Полоцкого, круг деятельности последнего значительно расширился, но на высоте своей славы Полоцкий умер в 1680 году.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»