Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр

Loading

 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Фонвизин Денис ИвановичФонвизин, Денис Иванович, замечательный русский писатель екатерининской эпохи; родился 3 апреля 1744 года в Москве; предки его был рыцарями ордена Меченосцев, взятыми в плен при Иоанне Грозном. При Алексее Михайловиче род их совсем обрусел, принял православие, и отец Фонвизина уже служил в ревизион-коллегии. Вначале Фонвизин был помещён в только что открывшуюся гимназию при московском университете, а затем, в 1759 году, был "произведён" в студенты университета по философскому факультету. С тех пор Фонвизин начинает заниматься литературой уже самостоятельно, переводит басни Гольберга, "Овидиевы превращения" и "Альзиру" Вольтера и впервые пишет оригинальные сатиры ("Лиса-кознодей").
Окончив в 1762 году курс, Фонвизин поступает в Петербурге на службу переводчиком в иностранную коллегию. Благодаря основательному знанию французского языка, он зачитывался Вольтером, Руссо, Дидро и другими энциклопедистами, что сказалось на многих из его произведений этого времени, хотя вскоре убеждения его во многом изменились. В 1766 году Фонвизин написал свою первую значительную комедию "Бригадир". Прочитанная самим автором при дворе, она произвела большое впечатление, и автор стал пользоваться громкой известностью. Вскоре он сделался секретарём и близким доверенным лицом графа Панина. Женившись на богатой вдове, Фонвизин отправился (1777) за границу. Результатом были его письма к графу Панину, характерные по взглядам Фонвизина, из которых многие впоследствии развивались славянофилами.
В 1782 году была написана Фонвизиным его знаменитая комедия "Недоросль", окончательно упрочившая славу автора и имевшая необыкновенный успех. Впервые в русской литературе появились вполне реальные, истинно русские действующие лица в таком своеобразном освещении и новые взгляды на воспитание и другие социальные вопросы, которые были особенно в моде в первые годы царствования Екатерины II. В том же году в "Собеседнике любителей российской словесности" Дашковой появились известные его "Вопросы" с ответами на них императрицы. В 1784 году Фонвизин вторично ездил за границу. По возвращении оттуда в Москву, в 1785 году заболел, разбитый параличом, и по смерти графа Панина вышел в отставку.
В 1788 году Фонвизин задумал издание сатирического журнала "Друг честных людей или Стародум", но журнал не был ему разрешён из-за вообще изменившейся политики императрицы и её личного неудовольствия на Фонвизина за его политические рассуждения, которые он написал по поручению графа Панина для великого князя, и в которых касался основных начал русского государственного строя. Всё это ещё больше повлияло на уже расшатанное здоровье Фонвизина, и он умер 1 декабря 1792 года в Петербурге. Из других его произведений пользовались известностью: "Всеобщая придворная грамматика" и "Чистосердечное признание".
Помимо создания некоторых самобытных и глубоко жизненных типов, которые до сих пор не утеряли своего значения, произведения Фонвизина являлись проводниками многих замечательных идей, которыми были одухотворены первые годы царствования Екатерины II и памятником которым остался её знаменитый "Наказ". Благодаря просветительским и реформаторским взглядам, которые разделяла сама императрица, - в литературе того времени значительное развитие получило сатирическое направление, затронувшее многочисленные несовершенства русской жизни, особенно в области воспитания, администрации и крепостного права. Многие знаменитые деятели той эпохи (Новиков, Радищев) были страстными борцами и обличителями наиболее вопиющих зол своего времени. И среди них Фонвизин занимал одно из самых видных мест.
Его комедии, несмотря на многие недостатки художественной формы, во многом ещё рабски подчинявшиеся французскому ложноклассицизму, имели, несомненно, важное культурное значение в развитии русского общества, а в литературном отношении положили прочное начало реализму в русском искусстве, создавшему впоследствии великие творения Грибоедова и Гоголя.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»