Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Верещагин Василий ВасильевичВерещагины, 1) Василий Васильевич, художник-путешественник и писатель, родился в Новгородской губернии в 1842 году, начал рисовать с детства. По окончании курса в московском кадетском корпусе, он в 1860 году поступил в Академию Художеств. В 1867 году отправился в Туркестан. Там он состоял при туркестанском генерал-губернаторе Кауфмане и в 1868 году отличился в боевом деле, отразив нападение неприятелей на Самарканд.
Весной 1869 года в Санкт-Петербурге, на туркестанской выставке помещены были этюды В. В. Верещагина и три картины: "После удачи", "После неудачи" и "Опиумоеды", а также фотография с уничтоженной им же самим картины "Бача со своими поклонниками". С 1870 по 1873 год Верещагин работал в Мюнхене над картинами из Туркестанской войны и туркестанского быта. В 1873 году выставил в Хрустальном дворце всю коллекцию своих туркестанских картин; В 1874 году Совет Академии Художеств возвёл Верещагина в звание профессора живописи.
Сам Верещагин в это время находился в Индии. В 1877 году он отправился на Дунай, находился там при Скобелеве и Гурко, был ранен; присутствовал при плевненской битве, а во время кавалерийского набега на Адрионополь исполнил даже должность начальника штаба при генерале Струкове. Осенью 1877 года он объездил все главные места больших и малых битв в Болгарии и сделал множество этюдов. Вернувшись в Париж, он в 1878-79 годах написал целую галерею картин из болгарской войны, а в 1880 году вместе с некоторыми индийскими картинами, выставлял их в Лондоне, Париже и Петербурге. Эта русская коллекция картин путешествовала потом в течение 1881-83 годов по Европе, показывалась в Вене, Париже, Берлине, Дрездене, Гамбурге, Брюсселе, Пеште. В 1883 году она появилась, наконец, и в Москве (весной) и в Санкт-Петербурге (осенью). Тут были произведения всех родов живописи: картины боевой жизни, характернейшие типы, роскошные пейзажи.
Побывав ещё раз в Индии, В. В. Верещагин в 1884 году отправился в Палестину и Сирию, и результатом этих художественных путешествий была новая серия картин из Индии. В 1888 году художник познакомил американцев со своими работами.

2) Василий Петрович, профессор исторической и портретной живописи; родился в Перми в 1835 году, первоначально учился у местного иконописца, а в 1856 году поступил в Академию Художеств. Звание классного художника получил за программу "Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого на свадьбе Василия II Тёмного". В 1863 году В. П. Верещагин отправился пенсионером Академии за границу на 6 лет; осмотрел галереи в Берлине, Дрездене, Вене, Мюнхене, а затем поселился на год в Париже. Сравнивая живопись мастеров XVI века с новейшей живописью, он убедился, что во всех лучших произведениях новейших художников явно заметен оттенок глубокого изучения старинных мастеров. Ввиду такой явной необходимости изучения образцовых произведений, он и занялся в Лувре копированием с Рубенса, Паоло Веронезе, Тициана и др. В 1869 году он представил Академии, в виде отчёта о своих занятиях, две замечательные картины: "Св. Георгий Великий наказывает нарушением монашеского обета" (принесена автором в дар Академии), "Ночь на Голгофе", 3 портрета, 20 акварелей. Совет Академии за эти работы признал В. П. Верещагина профессором портретной и исторической живописи. В 1870 году он отправился в Рим, где написал по заказу покойной императрицы Марии Александровны акварельную копию со "Скрипача" Рафаэля. На всемирной выставке в Лондоне картина "Илья Муромец" произвела особенный эффект. К крупным произведениям по историко-религиозной живописи принадлежат картины в церкви двора Великого Князя Владимира Александровича, например, "Крещение св. Владимира", "Закладка Десятинной церкви", и произведения для храма Христа Спасителя.

3) Митрофан Петрович, художник по исторической живописи; родился в 1842 году в Перми; с 1857 по 1869 год - в Академии Художеств. В 1870 году малой золотой медали удостоилась его работа "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни".

4) Пётр Петрович (1836-86), академик пейзажной живописи (1873), родился в Перми; первоначально занимался стенной живописью в родном городе, в конце 50-х годов поступил в Академию Художеств. По своему специальному роду живописи П. П. Верещагин, путешествуя по России, произвёл множество видов русских городов и наиболее замечательных зданий в них. Он написал Москву, Петербург, финляндские, крымские и кавказские виды, приволжские города, города западных губерний, приуральские виды, города по Дунаю. Замечательны из них: "Толкучий рынок в Москве", "Вид Кремля", "Общий вид Севастополя" (собрание Государя Императора), "Рынок в Нижнем Новгороде", "Вид Крыма", "Вид на Дунае", "Московский Кремль" и др.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»