Студия «Vitart»Первый том — Истории Российской империи Второй том — История русской культуры
Один из гербов Российской империи

ГЛАВНАЯ — здесь ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история русской литературы:

Народная поэзия
Литература древнего периода
Литература под югозападным влиянием
Литература петровской эпохи
Литература 18-го и начала 19-го века
Литература пушкинского периода
Литература 1840-х годов
Литература 1850-х годов
Литература 1860, 1870-х годов
Литература 1880, 1890-х годов

Краткая история русского искусства:

Архитектура
Живопись
Музыка
Скульптура
Театр


 

СЛОВАРЬ: термины и биографии

Эрмитаж (от франц. "пустынное убежище") в Санкт-Петербурге. При императрице Екатерине II так называлось небольшое, построенное рядом с Зимним дворцом помещение, куда императрица удалялась в часы досуга для отдохновения в тесном кругу избранных и приближённых лиц. Постепенно здесь составилась библиотека лучших сочинений и собрание различных произведений искусства, приобретённых покупкой. К концу царствования Екатерины Эрмитаж занял уже одно из первых мест среди подобного рода собраний. После императрицы Екатерины он потерял свой частный характер.
При императоре Александре I он был сделан местом официальных приёмов и в царствование Николая I преобразован в правильно устроенный музей, могущий соперничать с первоклассными учреждениями Европы. Для него был отстроен в 1840-49 годах по проекту знаменитого в то время мюнхенского архитектора Л. фон Кленце главный теперешний корпус.
При императоре Николае I впервые Эрмитаж сделался доступен для осмотра по билетам, а при императоре Александре II совершенно стал открыт для публики. Эрмитаж обладает замечательной картинной галереей. Она составлялась из приобретённых Екатериной знаменитых галерей Кроза, Р. Вальполя и графа Брюля; император Александр I присоединил к ним галерею Мальмезоновскую и барона Кузвельта. В царствование императоров Николая I и Александра II был сделан ряд приобретений, при императоре Александре III галерея увеличилась присоединением галереи князей Голицыных.
Как и большинство картинных галерей, составлявшихся в 18-м веке, галерея Эрмитажа не представляет систематического собрания, хотя и обладает многими замечательными первоклассными произведениями. Поэтому в дальнейшем заботы управления Эрмитажа были направлены, главным образом, к тому, чтобы пополнить его произведениями недостающих, хотя бы и не первоклассных мастеров. Управление Эрмитажа стремилось сообщить галерее постепенно по возможности значение полной наглядной истории живописи. В конце 19-го века в галерее Эрмитажа насчитывалось более 1800 произведений живописи.
Лучше всего в ней представлена школа голландская: как по численности (около 530), так и по достоинству она занимает первое место среди всех картинных галерей Европы. Особенно богат Эрмитаж произведениями Рембрандта (около 40). Очень хорошо представлена школа испанская: кроме мадридской галереи, ни в одном из европейских собраний нет такого числа картин испанских живописцев, как в Эрмитаже (114, из них 20 - Мурильо). Хороши школы фламандская и итальянская; слабее представлены школы французская и немецко-фламандская 15-16 веков, ещё слабее немецкая и английская. Что же касается до отделения русской живописи, то это не галерея русской школы, а случайное собрание нескольких картин русских художников.
Кроме картинной галереи в Эрмитаже находятся коллекции рисунков (до 12000), гравюр и литографий (до 200.000), отделение средних веков и эпохи Возрождения, античной скульптуры и ваз, собрания керченских и скифских древностей. Из этих собраний самое драгоценное - последнее, составление которого было начато при императоре Александре I, и которое заключало до 12000 предметов. Это единственное в свете собрание по высокому достоинству и полноте сокровищ древнегреческой археологии (эпохи 4-го века до Р. Х.) и предметов скифского быта. Замечательны затем собрание расписных ваз (с 6-го века до Р. Х. по 1 век по Р. Х.) всевозможных образчиков, эпох и стилей и отделение средних веков и эпохи Возрождения. Это последнее отделение, открытое с 1888 года, составилось из Царскосельского арсенала и коллекции Базилевского. В первом находятся единичные образцы восточного оружия и искусств Персии и Индии, очень хорошие турнирные доспехи и замечательная полнотой для 16-го века коллекция оружия. В первом находятся единичные образцы восточного оружия и искусств Персии и Индии, очень хорошие турнирные доспехи и замечательная полнотой для 16-го века коллекция оружия. Коллекция Базилевского представляет непрерывную серию важных памятников христианского искусства и европейской промышленности от начала христианства до конца эпохи Возрождения. К этому же отделению примыкает отделение русских древностей в памятниках искусства и художественной промышленности.

На следующую страницу 

 На предыдущую страницу

Студия «Vitart»